Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Немецкий истребитель FW.190 часто называют лучшим истребителем люфтваффе. В годы Второй мировой войны эта машина смогла потеснить на пьедестале мрачной славы даже знаменитые самолеты Bf-109 от небезызвестной компании Messerschmitt. Творение Focke-Wulf настолько ярко проявило себя в ходе воздушной битвы за Британию, что летчики Его Величества прозвали 190-ый не иначе как «Летающий мясник». На востоке столь громкой славы немецкая машина по ряду причин не снискала, однако все равно оставалась грозным противником. В чем же заключались особенности истребителя?


Мессершмит БФ-109. |Фото: mob.org.

Мессершмит БФ-109. |Фото: mob.org.


Началось все с гражданской войны в Испании. В 1937 году немецкие Bf-109 впервые столкнулись с советскими истребителями И-16… И немецкое военно-воздушное руководство осталось откровенно недовольно боевым крещением «Мессершмита». В Германии был объявлен конкурс на новый истребитель. От новой машины, которая должна была стать если и не заменой новому Bf-109, то по крайней мере серьезным подспорьем, требовалась большая живучесть без ущерба летным качествам, простота в обслуживании, большая надежность и возможность взлетать даже с самых отвратительных аэродромов. При этом относительно Bf-109 последнее пожелание было едва ли не главным.

Советский И-16. |Фото: bvvaul.ru.

Советский И-16. |Фото: bvvaul.ru.


Может показаться странным, что немцы взялись за разработку очередного истребителя сразу после дебюта новинки. Однако, в действительности ничего странного в этом не было. По стандартам 1930-х годов срок службы истребителей оценивался в 5-7 лет. Другими словами, Bf-109, разработанный в 1935-м, предстояло в любом случае менять уже в 1942 году. В 1939 году конкурсе победила машина, предложенная известным немецким конструктором Куртом Танком. Не исключено, что помогли этому парню не только его конструкторские навыки, но и умение в «подковёрную возню». Так как на момент конца 1930-х Танк умудрился «протащить» в люфтваффе сразу несколько откровенно непопулярных технических решений на тот момент. Однако, именно они во многом сделали FW.190 тем самым грозным воздушным хищником.

Немецкий авиаконструктор Курт Танк. |Фото: livelib.ru.

Немецкий авиаконструктор Курт Танк. |Фото: livelib.ru.


Так что же такого необычного по меркам авиастроения Германии 1930-х привнёс в своем самолете Курт Танк? Во-первых, конструктор убедил всех, что не только можно, но и нужно использовать в истребителе двигатель с воздушным охлаждением. Подобные моторы могли функционировать даже в случае отказа нескольких цилиндров, в то время как популярные на тот момент двигатели с жидкостным охлаждением отказывали едва система теряла герметичность. Таким образом Танк смог заметно повысить живучесть истребителя. Более того, данное техническое решение позволило летчикам проводить в бою более агрессивные атаки, натурально прикрываясь силовым агрегатом. Справедливости ради, таким занимались пилоты всех истребителей с подобным двигателями, а не только немецкие.

Важнейшей инновацией стал новый двигатель. |Фото: blogspot.com.

Важнейшей инновацией стал новый двигатель. |Фото: blogspot.com.


Также у новых двигателей с воздушным охлаждением не было проблем с перегревом в момент взлета и посадки, благодаря установке дополнительного вентилятора. Нельзя не упомянуть и о том, что переход FW.190 на двигатели с воздушным охлаждением был выгоден Германии 1930-х и с экономической точки зрения, так как производившихся двигателей с жидкостным охлаждением и без того едва хватало для самолетов Вf-109 и Bf-110. Во-вторых, Курт Танк оснастил новый истребитель шасси с очень широкой колеей, что позволило снизить требовательность машины к качеству взлетно-посадочной полосы. В-третьих, новый «Фокке-Вульф» стал первым истребителем с большим каплевидным фонарем кабины с минимумом металлических элементов. Подобный фонарь обеспечивал гораздо лучшую обзорность, что критически важно для любого истребителя.

У самолета были передовые системы управления огнем и винтомоторной группой. |Фото: Pinterest.

У самолета были передовые системы управления огнем и винтомоторной группой. |Фото: Pinterest.


Отдельно стоит упомянуть о вооружении FW.190. Немецкий самолет получил передовую для своего времени систему управления огнем, которая позволяла путем переключения тумблеров чередовать любые необходимые комбинации из 4 пушек «Фокке-Вульфа». Вдобавок к этому 190-ый стал еще и абсолютным рекордсменом по скорости и интенсивности доставки металла в противника. За одну минуту новый немецкий истребитель выстреливал 350 кг «железа»! Для сравнения, советский Ил-2, который имел очень мощное авиационное вооружение, выпускал за минуту всего 265 кг. Советский истребитель Ла-5 – около 150 кг. Британский «Спитфайр» - около 200 кг. А самая вооруженная американская «Аэрокобра» могла похвастаться лишь 160 кг. Таким образом немецкий истребитель создавал в перекрестье прицела настоящий «свинцовый рой», что закономерным образом положительно сказывалось на результативности машины. При этом 160-ый в добавок к серьезному вооружению имел еще и солидное по меркам истребителя бронирование – 110 кг стали. Спасти от пушек 8-14 мм броня не могла, однако от пуль 7.62 мм и зенитных осколков худо-бедно спасала, по крайней мере летчика и двигатель.

Фокке Вульф стал одним из лучших самолетов своего времени. |Фото: Pinterest.

Фокке Вульф стал одним из лучших самолетов своего времени. |Фото: Pinterest.


Наконец, еще одним серьезным достоинством FW.190 стала система управления винтомоторной группой. Благодаря внедрению автоматики, все манипуляции осуществлялись буквально одним рычагом, что для конца 1930-х было большим шагом вперед. Хотя конечно же, при всех многочисленных достоинства и инновациях у «Фокке-Вульфа» были и серьезные минусы. Главный среди них был в том, что FW.190 фактически был лишен возможность планировать в случае отказа двигателя. Мотор самолета был надежный, но крайне тяжелый из-за чего в случае отказа 190-ый превращался из планера в кирпич со всеми вытекающими. Вынужденных посадок у этих самолетов практически нет. Все они превращались в стремительное падение… Тем не менее чем-то в технике приходится жертвовать всегда.

Это был мощный, быстрый и надежный истребитель. ¦Фото: wingstracksguns.com.

Это был мощный, быстрый и надежный истребитель. ¦Фото: wingstracksguns.com.


Боевое крещение FW.190 прошел в ходе битвы за Британию. По иронии судьбы, в первом же бою с англичанами летчики «Мясника» не сбили ни одного вражеского самолета, а сами британцы ошибочно приняли новую машину за трофейные американские Кертисс P-40 «Уорхок». Впрочем, уже во втором бою 190-ый стал активно собирать мрачную жатву и быстро снискал славу среди британских летчиков. Впрочем, после нападения на Советский Союз, повторить ошеломляющий успех FW.190 уже не смог. Хотя для советских ВВС «мясник» долгое время и был серьезным противником, сногсшибательного эффекта он все же не произвел. Во многом это было связано с тем, что воевать на востоке отправилось преимущественно молодое пополнение немецких летчиков. А они несмотря на всю подготовку не могли полностью реализовать грозный потенциал 190-го. Когда же FW.190 появился на восточном фронте в представительном количестве, самолетами нового поколения, ничем не уступавших «мяснику», обзавелись и ВВС СССР.

В СССР ошеломляющего успеха 190-ый не повторил. |Фото: fishki.net.

В СССР ошеломляющего успеха 190-ый не повторил. |Фото: fishki.net.


А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение авиационной темы читайте про SAAB 35 Draken: почему в Европе этот самолет называют лучшим истребителем.


Обратите внимание:







2346
9.03.2024 10:59
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё