Художник - это профессия древняя, поэтому и на Руси они тоже были, например, иконописцы или народные умельцы. Однако в былые времена материалы для живописи достать и произвести было намного труднее. Впрочем, это оставило целый пласт уникальных рецептур тех же красок, потому что часто их художники создавали самостоятельно, из природных и подручных средств. И ингредиенты в них порой оказывались, с точки зрения современного человека, самые неожиданные.
Это сегодня краски можно достать в любом магазине, а раньше всё было сложнее, но интереснее. /Фото: culture.ru
Если проследить историю живописного искусства на Руси, то можно сделать вывод, что первыми его образцами являются иконы, а также фрески. Но при этом технология создания первых и вторых существенно отличается: так, если для написания иконы изображение наносилось на дерево, предварительно покрытое левкасом, то есть составом из мела и клея, то фрески, бывшие фактически единственным вариантом храмовой росписи на тот момент, создавались на сырой штукатурке.
Образцы древнерусской фрески и иконы. /Фото: indicator.ru, wikipedia.org
Впрочем, краски для обоих вариантов живописи использовали подобные. Речь идёт о темперных видах - довольно древней рецептуре, известной ещё в Древнем Египте - именно ею расписывали саркофаги фараонов. Темперу также применяли народные мастера, когда изготовляли игрушки, статуэтки или декоративную посуду. Чтобы получить такую краску, брали порошковые пигменты, которые оставалось разводить в природных эмульсиях — специальных составах, производимых из воды и масла в разных пропорциях. Однако наиболее распространенной эмульсией из природных материалов является яичный желток, который традиционно с производством темперы и ассоциируется.
Пигмент и эмульсия из желтка - самый известный рецепт темперы. /Фото: visittula.com
Однако даже столь простой, на первый взгляд, рецепт темперы требовал на самом деле определённых знаний для изготовления. Так, художники на Руси прекрасно знали, что свежие желтки не подходили для краски, так как обладал слишком высокой густотой и тягучестью. Поэтому его подготавливали - выдерживали какое-то время в тёплом месте, и только после этого его немного разбавляли водой. С другой стороны яичный желток довольно быстро протухает, поэтому использовали природные консерванты в виде кваса либо гвоздичного эфирного масла. Особую важность уделяли пропорциям: если добавить в пигмент слишком много желтка, то краска плохо ложилась на нижний слой, а если недостаточно, то могла попросту стираться.
В производстве темперы было много нюансов. /Фото: hm-notes.ru
А вот что касается пигментов, то их экспортировали: первыми были византийского производства, позднее стали обращаться также к венецианским, немецким и голландским вариантам. И всё-таки, некоторые мастера предпочитали полностью краски делать из местных материалов. Например, известно, что красные оттенки получались, если перетереть в порошок маленьких насекомых кошенили, больше известных на Руси как червецы. Для этого подходили только самочки - именно они вырабатывали стойкий краситель, кармин. Получившаяся краска именовалась баканом и пользовалась большой популярностью.
Краска из насекомых - нормальное явление на Руси. /Фото: kak-eto-sdelano.ru, wikiрedia.org
Помимо карминового красного оттенка наши предки активно практиковали изготовление так называемой киновари. А вот для неё использовали полезное ископаемое - либо ртутный минерал, от которого пигмент и получил своё наименование, либо сплавленную ртуть и серу. В такой порошок шли также различные примеси, состав и количество которых позволяло варьировать конечный оттенок получившейся краски - обычно это был и более малиновый, и алый вариант. А вот если требовалась черная краска, то брали сажу или вообще обожжённые кости.
Минерал киноварь в чистом виде. /Фото: 1kamni.ru
Очень популярным оттенком был жёлтый, традиционно известный в истории как охра. Чтобы его изготовить, древнерусские мастера замешивали смесь из нескольких местных глин, а также добавляли оксид железа - чаще всего, это была ржавчина. Как и в случае с красными цветами, смена пропорций ингредиентов позволяла художника получить целую палитру оттенков. Иногда охру осветляли при помощи белил, которые, также делали самостоятельно, из свинца.
Для создания пигментов брали всё, что было под рукой. /Фото: istmira.com
Технология была не самая простая: свинцовую стружку нужно было сначала залить уксусом, а потом оставить на время в тёплом месте. И только потом получившееся вещество перетиралось в порошок. Что касается зелёных и синих пигментов, производимых из местных материалом, то для них также использовалось минеральное сырьё. Так, по информации редакции novate.ru, бирюзовые оттенки, такие как празелень, производили из глауконита, а для лазоревых брали лазурит.
Интересное видео с нашего канала:
В дополнение к теме отечественного древнего искусства: Самобытные образцы старинного русского зодчества на просторах Карелии