Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Считается, что первая боевая ракета была изобретена в Китае еще в Средневековье. Применили ее в 1232 году во время осады монголами города Пьен-Кинг. Вслед за китайцами примитивные боевые реактивные снаряды начали использовать индийцы и арабы. В конце XVIII века произошел всплеск интереса к ракетостроению в Европе. Уже в начале XIX реактивные снаряды использовались как сухопутными силами, там и флотом. Конечно же, точность и эффективность такого оружия были невысоки. И все же перспективы развития боевых ракет будоражили умы ученых и конструкторов.


Ракетное оружие появилось еще в XIII веке. |Фото: usskievesti.ru.

Ракетное оружие появилось еще в XIII веке. |Фото: usskievesti.ru.


В XX веке интерес к военному ракетостроению только возрастал. Особое внимание развитию реактивных снарядов уделяли в Германии и в Советском Союзе. В США и Великобритании было немало энтузиастов ракетостроения, однако вплоть до Второй мировой войны военные проявляли ограниченный интерес к этой области. Значительные успехи в этой области были достигнуты конструкторами в 1930-е годы. В годы Второй мировой войны больших успехов в ракетостроении достигла Германия. Гитлеровцы возлагали большие надежды далеко не только на тактические и стратегические ракеты. Реактивные снаряды находили применение как в разработке тяжелых вооружений, так и ручных. А в 1945 году, в самом конце войны в Третьем рейхе была сделана первая в мире противотанковая управляемая ракета (ПТУР) - Ruhrstahl X-7. И нужно ли говорить о том, что идея вооружить ПТУР не только пехоту, но и боевую технику не заставила себя долго ждать?

Немецкая противотанковая управляемая ракета. |Фото: schlechtlaw.com.

Немецкая противотанковая управляемая ракета. |Фото: schlechtlaw.com.


После окончания Второй мировой войны и начала войны холодной мир одновременно поглотила ядерная истерия и ракетная эйфория. Постепенно стало ясно, что именно ракеты станут основой вооружения боевых кораблей, подлодок и самолетов. А если так, то почему бы не вооружить ракетами и танки? Средняя дальность стрельбы танковой пушки в те времена составляла 1.5-2 км, в то время как ракета уже тогда могла пролететь 2.5-3 км. В головах конструкторов родилась шальная идея: попытаться создать танк без «устаревшего» пушечного вооружения, оснастив его одним или несколькими ПТУР. В начале 1950-х предполагалось, что в будущем такие «ракетные танки» смогут стать новым поколением «охотников на танки», заменив устаревающие самоходные артиллерийские установки из числа «истребителей» вроде советский СУ-85, СУ-100, британских М4 «Светлячок» или американских М36 «Джексон». В Советском Союзе интерес к ракетным танкам подогревало еще и то обстоятельство, что определенный опыт у отечественных конструкторов в данной области уже был.

Советский экспериментальный ракетный танк из 1930-х. |Фото: ВКонтакте.

Советский экспериментальный ракетный танк из 1930-х. |Фото: ВКонтакте.


РБТ-5. Сегодня РБТ-5 принято считать первым в истории ракетным танком. Справедливости ради, называть таковым РБТ-5 можно с известной степенью допущений. Теоретически экспериментальная машина могла поражать и бронетехнику. Однако, дальность и точность стрельбы «реактивных торпед» оставляла желать лучшего, а потому РБТ-5 куда больше подходил для уничтожения вражеских укреплений. В качестве основы для перспективной машины советские конструкторы использовали штатный танк БТ-5. На который приделали пару пусковых установок с двумя 250-килограммовыми ракетами. На испытания РБТ-5 смог «забросить» ракету на 1 350 метров. В итоге в 1936 году эксперимент сочли неудачным и проект закрыли.

Ракетный танк Дракон. |Фото: pinterest.com.

Ракетный танк Дракон. |Фото: pinterest.com.


ИТ-1 «Дракон». В 1957 году конструкторское бюро Уралвагонзавода (УВЗ) начало работу по проекту «Объект 150». В рамках проекта планировалось создать истребитель танков нового поколения. За основу перспективной боевой машины конструкторы УВЗ взяли советский средний танк Т-62. За разработку ракетного вооружения отвечали специалисты ОКБ-16. От оригинального Т-62 перспективный ИТ-1 отличался другой башней, отсутствием пушечного вооружения и наличием ракетного. Последнее было разработано в 1964 году и получило название 2К4 «Дракон».

На ракетный танк ПТУР ставился в количестве одной единицы. Боезапас к «Дракону» составлял 12+3 ракеты. Экипаж танка – 3 человека. Дальность стрельбы ИТ-1 достигала 3.3 км. В 1968 году ракетный танк был полностью готов и даже принят на вооружение. Выпускали ИТ-1 вплоть до 1970 года, правда, сделали «истребителей» немного – 193 экземпляра. С вооружения машину сняли уже в 1974 году. Таким образом «Объект 150» до сих пор остается первым и единственным ракетным танком, принятым на вооружение и самым успешным проектом в данном направлении.

Объект 287. |Фото: mirtesen.ru.

Объект 287. |Фото: mirtesen.ru.


«Объект 287». Проект ракетного танка, который разрабатывался в одно время с ИТ-1 «Дракон». Только если над 150-ым работали на УВЗ, то 287-ой разрабатывали на Кировском заводе (ЛКЗ). Разработка перспективной машины началась в начале 1960-х годах. За основу был взят еще не готовый на тот момент танк Т-64 (шасси). Специалисты УВЗ предлагали отказаться не только от пушки, но и от башни как таковой. Вместо них у 287-го должно было быть две короткоствольные пушки калибра 73 мм, пара пулеметов и ПТУР 9К11 «Тайфун» с боекомплектом 15 ракет. В отличие от 150-го, в 287-ом экипаж составлял всего два человека. После испытаний 1965 года проект был закрыт. Серийно машина никогда не производилась и на вооружение не принималась.

У танка вовсе не обычная пушка. |Фото: naukateh.ru.

У танка вовсе не обычная пушка. |Фото: naukateh.ru.


«Объект 775». Еще один экспериментальный ракетный танк в начале 1960-х годов проектировали специалисты Челябинского тракторного завода. Может показаться, что у 775-го в отличие от двух других аналогичных танков есть пушка. Это не совсем так. Дело в том, что это не классическое танковое орудие, а нарезная 125-мм пусковая установка. Стрелять 775-ый мог как управляемыми, так и не управляемыми реактивными снарядами. Боекомплект машины составлял 15 ПТУР «Рубин» с дальностью стрельбы 4 км и 22 НУРС «Бур» с дальностью стрельбы 9 км. За разработку ракетного вооружения отвечало ОКБ-9. В качестве платформы боевой машины было использовано шасси от разрабатывавшегося в то время танка Т-64. После серии испытаний и второго тура разработки в виде проекта «Объект 780» от идеи ракетного танка отказались.

Иракский Т-55 с ПТУР Малютка на башней. |Фото: nationstates.net.

Иракский Т-55 с ПТУР Малютка на башней. |Фото: nationstates.net.


Что же в сухом остатке? В конечном итоге советские конструкторы пришли к выводу о несостоятельности концепции ракетного танка в качестве истребителя вражеской бронетехники. Уже к середине 1960-х годов стало очевидно, что создавать настолько узкоспециализированные машины банально не выгодно. Тем более, что с тем же успехом пусковую установку ПТУР можно было монтировать на любой другой танк, чем сразу же и занялись. Постепенно первые послевоенные танки СССР такие как Т-54, Т-55 и Т-62 стали оснащать ракетными установками ПТУР «Малютка». Эти ракеты не годились в качестве основного вооружения танка, но зато заметно расширяли функционал боевой машины. Конечно, ни о каком боезапасе в 12-15 ракет речи больше не шло. Однако, постепенно стало понятно, что это и не нужно.

Начиная с Т-64 танки научились стрелять ПТУР из пушки. ¦Фото: perunica.ru.

Начиная с Т-64 танки научились стрелять ПТУР из пушки. ¦Фото: perunica.ru.


Параллельно с развитием реактивных снарядов в СССР развивалось и пушечное вооружение, и уже к началу 1960-х годов стало понятно, что пушки еще рано списывать на пенсию. Наконец, в 1966 году на вооружение будет принят новейший Т-64. Хотя машина не получит широкого распространения, она окончательно проложит путь концепции крупнокалиберных гладкоствольных танковых пушек способных вести огонь как традиционными снарядами, так и управляемыми ракетами. При такой постановке вопроса необходимость в создании специального ракетного танка отпала сама собой, как очень интересная, но все-таки тупиковая ветвь развития бронетехники.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про американский проект «Аврора» самолета суперразведчика: легенда или реальность.


Обратите внимание:







2435
8.07.2023 19:20
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё