В годы Второй мировой войны Союзники поставляли в СССР не только ресурсы. Значительная часть Ленд-лиза состояла из различной техники: поездов, грузовиков, внедорожников, а также самолетов и даже танков. Восточный фронт получил в помощь как американские, так и британские машины. Среди прочего, был один английский танк, который полюбился советским бойцам больше других. Что же это была за машина такая?
Появился в 1940 году. /Фото: moddb.com.
В 1941 году об этом танке высказался премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль: «Машина, носящая мое имя, имеет больше недостатков, чем я сам!». Как несложно догадаться из цитаты, танк назывался «Черчилль». Не до конца понятно, чего больше хотел премьер добиться таким высказыванием: поругать британских конструкторов или похвалить себя.
Имел много модификаций. /Фото: youtube.com.
Танк «Черчилль» был спроектирован и создан в 1939-1940 годах. Это была тяжелая боевая машина с классической танковой компоновкой. Ее масса (при полной комплектации) составляла 37.9 тонн. Экипаж состоял из 5 человек. Выпускался тяжелый танк на протяжении всей войны, а использовался вплоть до конца 1950-х годов. В общей сложности было произведено 5 640 таких машин.
Вооружение было самым разным. /Фото: pbase.com.
Габариты боевой машины составляли 7442х3251х2450 мм. Клиренс танка – 530 мм. В движение «Черчилль» приводился 12-цилиндровым карбюраторным двигателем с жидкостным охлаждением с отдачей в 350 лошадиных сил. Скорость на шоссе составляла 25 км/ч. На пересеченной местности – 17 км/ч. Полного бака хватало на 250 и 170 км соответственно. Подвеска у машины бала индивидуальной, на вертикальных пружинах.
Тяжелый танк на 5 человек. /Фото: 123ru.net.
Британский танк имел очень тяжелое бронирование. Для его создания использовалась катанная и литая гомогенная сталь. Лобовая броня в разных модификациях составляла от 101 до 152 мм. Долгое время это делало «Черчилль» одной из самых живучих машин на полях боя Второй мировой войны. Вооружение могло быть весьма разнообразным. В зависимости от модификации «Черчилли» комплектовались различными противотанковыми пушками (40 мм, 57 мм и 76 мм), малыми гаубицами (75 мм и 95 мм), огнеметами. На танк также ставилось от 2 до 3 пулеметов крупного калибра. Как правило, это были 7.92 мм BESA и 7.7 мм Bren.
Танк-легенда. /Фото: w-dog.ru.
Боевой путь у «Черчилля» был длинным и кровавым, не всегда славным, особенно в начале войны. Все потому, что первые модели имели ряд существенных проблем в конструкции и не могли похвастаться действительно большой надежностью. Устранить большинство недостатков удалось только в поздних моделях танка, выпускавшихся с 1943 года. Однако даже тогда подвеска и гусеницы оставались самым слабым местом машины. «Черчилли» видели Африку, Францию, Бельгию и Нормандию 1944-го, после Второй мировой они побывали в Корее. И конечно же, «Черчилли» шли по Ленд-лизу в СССР.
Доставлялись по морю. /Фото: ucrazy.ru.
Первые 10 единиц прибыли в Советский Союз в июне 1942 года с печально известным конвоем PQ-17. В сентябре прибыло еще 74 танка. Все остальные танки были поставлены уже в 1943 году. В период с января по март в СССР было привезено еще 169 «Черчиллей». Укомплектовывались ими гвардейские танковые части. Первый опыт использования британских машин оказался неудачным. Было выявлено множество недостатков танка, особенно с позиций его приспособленности для ведения боя в условиях «русской зимы». Советские инженеры были вынуждены провести собственную модернизацию.
Несмотря на все недостатки танкисты любили эти машины. /Фото: tanki-v-boju.ru.
Несмотря на ряд существенных недостатков, на Восточном фронте «Черчилль» показал себя неплохо и очень полюбился отечественным танкистам-гвардейцам. Британские танки достойно выступили под Ленинградом, бились под Сталинградом, участвовали в штурме Выборга. Как правило тяжелые машины бросались на самые сложные участки прорыва. В итоге, к 1 июня 1944 году в РККА осталось только 54 «Черчилля», из которых на ходу было только 3. В Курской битве был занятный эпизод, когда 4 «Черчилля» смогли сдерживать наступление немцев на протяжении многих часов, не неся при этом каких-либо потерь. Свою задачу машины выполнили. Советским танкистам машина полюбилась в первую очередь за невероятно толстую броню.
Если хочется узнать еще больше всего интересного, то стоит почитать о том, для чего на шлемофонах танкистов делаются выпуклые полоски.