Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Нет ничего бессмысленнее, чем рассуждать о назначении окна: тут и свежий воздух, и дневной свет, и обзор, но это только в обычной повседневной жизни. Гораздо больше вопросов возникает, когда окна появляются в совершенно неожиданных местах, где ставить их нет никакого смысла. Самым же неподходящим для этого местом является подводная лодка, и на первый взгляд, здесь окнам вообще не место.


Исторические окна

Подводная лодка Л-4./ Фото: wikipedia.org

Подводная лодка Л-4./ Фото: wikipedia.org


Место им на подводных лодках или нет, но на подводных лодках их устанавливают давно. Мода на подводные «окна» появилась ещё до начала Второй мировой войны, ими могла похвастаться вторая серия советских подлодок «Л», «Ленинец», которые строили в период с 1939 по 1930 год. Иллюминаторы им не полагались, зато над корпусом возвышался мостик с несколькими окнами. Подобная конструкция на тот момент была жизненно необходима, ведь большую часть времени подводная лодка проводила на поверхности, погружаясь лишь по необходимости, поэтому для навигации использовался надводный мостик. При этом ограждение в некоторой степени защищало от ветра и брызг, а окна обеспечивали хороший обзор, причём на большом расстоянии. Также мостик использовался во время маневрирования, когда от капитана требовалась большая точность, к примеру, во время прохода через узкие места или при заходе в порт.

Орудие на ПЗ «Ленинец»./ Фото: airbase.ru

Орудие на ПЗ «Ленинец»./ Фото: airbase.ru


Впрочем, мостик при необходимости превращался в боевой командный пост, когда к этому вынуждала сложившаяся ситуация. Если подводную лодку застигали на поверхности или нужно было добить повреждённый торпедами военный корабль, использовалось установленное на палубе артиллерийское орудие. Правда, надводный бой для ПЛ был чрезвычайно опасен, и дело вовсе не в том, что на мостике находились люди. Подводные лодки того времени не отличались особой защитой и бронирования фактически не имели, поэтому первое же более или менее удачное попадание становилось фатальным.

Мостик на ПЛ «Малютка», 1941 год./ Фото: wargaming.net

Мостик на ПЛ «Малютка», 1941 год./ Фото: wargaming.net


Вопросов о защите мостика никогда не возникало. Боевые задачи выполнялись под водой, а в сражениях на поверхности, если они происходили, о мостике приходилось беспокоиться меньше всего. У целого ряда подводных лодок мостик вообще открытый. То есть он представляет собой открытую площадку с ограждением, в которое встроены стеклянные окна для лучшего обзора. Впрочем, в тот период истории не только советские подводные лодки строились по такому принципу. Это направление судостроения только развивалось, а конструкторы экспериментировали и искали идеальную концепцию для подводного флота.

Современность

Рубка на ПЛ «Варшавянка»./ Фото: dzen.ru

Рубка на ПЛ «Варшавянка»./ Фото: dzen.ru


Как бы то ни было, но традиция оборудовать ходовую рубку на подводных лодках сохранилась и по сей день, хотя необходимость в этом на первый взгляд отпала. На текущий момент вполне можно было бы использовать современную оптику, датчики и высокотехнологичную электронику, чтобы наблюдать за окружением и маневрировать, не врезаясь при этом в пирс или в соседние корабли. Тем не менее ходовая рубка не только до сих пор существует, но и оборудуется на большей части подводных лодок. При этом она выполняет те же самые функции, что и во время Второй мировой войны, а смысла в её использовании стало гораздо больше.

Мостик на АПЛ «Акула»./ Фото: drive2.ru

Мостик на АПЛ «Акула»./ Фото: drive2.ru


При этом конструкция рубки претерпела большие изменения, хоть она и используется для тех же целей. Открытой ходовую рубку сейчас не делают, она представляет собой закрытое помещение, надёжно защищённое от дождя, ветра и снега. Конечно, уютней от этого она не стала, всё-таки это военная ПЛ, где представления о комфорте весьма своеобразные, если они вообще имеются. Есть ли в ней хоть какой-то обогрев, чтобы внутри не намерзал лёд, знают только подводники, зато в стенах спрятаны выдвижные стулья (зависит от лодки). Окна здесь тоже не простые. Вряд ли они сделаны из особо прочного стекла, но вот закреплены они как следует, прочной стальной рамой и болтами. Даже эта деталь здесь массивная и сделана на совесть, впрочем, как и всё остальное – из толстого металла, с прочными креплениями и приличным слоем краски.

Люк в боевую рубку./ Фото: dzen.ru

Люк в боевую рубку./ Фото: dzen.ru


Любопытно, что у подводной лодки, которая может погружаться на сотни метров, стёкла в окнах ходовой рубки не бронированные и довольно тонкие. Причина тому простая – им не нужно выдерживать многотонное давление на большой глубине. Рубка специально сделана негерметичной и затапливается во время погружения, а пользуются ею только в то время, когда подводная лодка находится на поверхности. Также интересно, что, несмотря на такие недружелюбные условия, на мостике установлено оборудование для управления курсом лодки (читай – направлением движения) и для связи с вахтенным офицером. Разумеется, всё это защищено от давления на больших глубинах толстым металлом и бронированным стеклом. Здесь находится лишь минимум необходимого оборудования, хорошо защищённого от длительного воздействия солёной воды.

АПЛ 667 БДРМ «Дельфин»./ Фото: pinterest.com

АПЛ 667 БДРМ «Дельфин»./ Фото: pinterest.com


Одна из причин использования подобной компоновки – широкое использование подводных лодок в северных широтах. Именно здесь находится стратегически важный выход к морю, а государственная граница расположена в непосредственной близости от нескольких недружественных стран. Поэтому и предполагается, что подводные лодки здесь могут использоваться часто. Ходовая рубка построена таким образом, чтобы можно было вести навигацию во время всплытия в жёстких северных условиях, не полагаясь при этом на электронные средства наблюдения. Капсула мостика нужна, чтобы получить хороший обзор, а стены и стёкла защитят от снега и ветра.

За рубежом

Подводная лодка HMS Anson./ Фото: aktual24.ro

Подводная лодка HMS Anson./ Фото: aktual24.ro


Подводные лодки в других странах частично тоже построены по такой схеме. Причины, вероятно, те же самые – упростить навигацию в надводном положении. К примеру, британская атомная подводная лодка HMS Anson, запущенная в эксплуатацию в 2021 году, тоже имеет мостик для надводной навигации. Он располагается в передней части рубки, а попасть туда можно через шахту из боевой рубки. Также там имеется лестница и люк на крышу.

Американская АПЛ USS Georgia SSGN-729./ Фото: ren.tv

Американская АПЛ USS Georgia SSGN-729./ Фото: ren.tv


Впрочем, есть ли на подводной лодке надводная ходовая рубка, зависит исключительно от кораблестроителей и военных. К примеру, в подводных лодках Соединённых Штатов это большая экзотика. Практически на всех подводных лодках здесь отсутствует надводный мостик, а для навигации используются внешние средства наблюдения. Почему именно так решили, неизвестно, но американские военные предпочли другой способ навигации.

Самой большой подводной лодкой в своё время стала АПЛ «Акула», которую совершенно неожиданно для всех порезали на металлолом.


Обратите внимание:







1795
7.12.2024 10:15
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё