
На сегодняшний день всего несколько стран имеет в своём распоряжении новейшие боевые самолёты V поколения. Первопроходцами на этой ниве оказались американцы. Но что интересно, на сегодняшний день США далеко не являются лидером в сфере производства истребителей пятого поколения. Пока пальма первенства находится в руках у китайцев, и возможным это стало благодаря появлению такой машины как Chengdu J-20.

Самолёт нового поколения.
Когда в СМИ заходишь речь о боевой авиации, то граждане постоянно слышат о каких-то загадочных «поколениях» истребителей. При этом не звучит и половины слова на тему о том, что конкретно из себя представляют те самые поколения… Очевидно, что чем выше цифра (и больше плюсов рядом с ней) – тем лучше. Так вот, что касается истребителей V поколения, то это боевые машины, в основе которых всего лишь лежит широкое использование авиационных технологий разработанных в первой четверти XXI века. В практическом приложении это значит, что истребитель пятого поколения должен быть не просто быстрее и лучше своих предшественников конца XX века во всех отношениях. Такой самолёт должен иметь широкие атакующие возможности (быть как можно более универсальным), обладать низкой заметностью, летать на сверхзвуковых скоростях без форсажа, а также иметь высокую степень автоматизации бортовых систем.

Отличная получилась машина.
На сегодняшний день под критерии V поколения подпадает не так уж мало самолётов из разных стран. Помимо пресловутых американских F-22 Raptor и российских Су-57, к этому семейству уже можно относить турецкие TF-X KAAN, японские X-2, китайские J-20 и ещё некоторые другие машины, находящиеся на заключительном этапе разработки. При этом первенцем «пятёрки» был американский F-22. В небо эта машина поднялась ещё в 2005 году. Китайский J-20 появился позднее – 2017 году. Что касается последнего, то на сегодняшний день Chengdu J-20 считается, пожалуй, наиболее важным достижением китайской авиационной промышленности. Истребитель позиционируется как ключевой компонент ВВС Поднебесной. Сколько всего этих истребителей у Китая сказать сложно. По примерным оценкам счёт 20-х уже перевалил за отметку в 300 единиц. Если это правда, то это уже почти в два раза больше тираж F-22 Raptor (собрали около 190 машин).

Уже почти 300 таких.
За разработку и выпуск Chengdu J-20 отвечает китайский государственная корпорация Chengdu Aerospace Corporation. Известно, что самолёт управляется всего одним лётчиком. При длине в 21 метр машина имеет размах крыла в 13 метров. Максимальная взлётная масса истребителя составляет 36.3 тонны. Боевой радиус J-20 оценивается в 2 тысячи км, а максимальная скорость способна достигать отметки в 2 Маха (около 2.4 тысяч км/ч). При этом китайский истребитель может использовать широкую номенклатуру вооружений выступая отнюдь не только в качестве самолёта-перехватчика. Но по-настоящему важно то, что в последние годы Китай принял резко наращивать выпуск этих самолётов. Начиная с 2023 года темпы сборки J-20 увеличились едва ли не в три раза! При этом китайская оборонная промышленность успела выкатить несколько обновлений для оригинальной конструкции.

Грозная машина.
Например, появились модели с индексами «А» и «В», отличающиеся формой фюзеляжа и двигателями. До этого оригинальные машины оснащались российскими (советскими) установками АЛ-31ФН. Предполагается, что главная особенность этих моделей – заметно возросшие аэродинамические качества. Куда больший интерес представляет модель под индексом «S». В этих Chengdu J-20 появилось место для второго пилота, который при этом участвует вовсе не в управлении самолёта, а беспилотников. Последние могут запускаться, в том числе с самого J-20, который вполне способен выступать в качестве самолёта-носителя для более компактных летательных аппаратов. Таким образом становится совершенно очевидно, что именно этот истребитель в ближайшие годы будет позиционироваться как один из ключевых стержней китайской обороноспособности.

Становится всё лучше.
А вот интересное видео с нашего канала - 3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира:
В продолжение темы энергетики читайте про путь солнечной энергии: советское наследие и китайские инновации.
