Развитие городов труднодоступных местах и не самых комфортных для этого условиях - дело не из лёгких. Поэтому нередко приходится применять смекалку, чтобы обеспечить необходимую для его жизни инфраструктуру. Одним из ярких примеров такой тенденции стал грузинский город Чиатура, который знаменит тем, что специально для него была разработана целая система канатных дорог.
Станция канатной дороги в Чиатури. /Фото: wikipedia.org
История этого небольшого грузинского городка начинается с конца позапрошлого столетия, когда в районе поблизости Тбилиси, в ущелье реки Квирила, были обнаружены богатые залежи марганцевой и железной руды, которые позднее стали именоваться Чиатурским месторождением. Однако в дореволюционные времена он носил то же название, что и вышеупомянутая река, и по размеру был лишь поселением. Статус города, а также современное название - Чиатури - он получил уже в 1921 году.
Город появился благодаря разработке месторождений руд. /Фото: pastvu.com
Практически сразу перед советскими урбанистами встал вопрос о том, как именно разработать и воплотить в жизнь инфраструктурную есть города, чтобы он мог максимально удобно и доступно функционировать. Проблема заключалась в географическом положении населённого пункта: Чиатури расположен в ущелье, на скальных склонах. Поэтому по улицам Чиатуры не могли так просто разъезжать автобусы или другой общественный транспорт.
Канатная дорога спасла положение инфраструктуры города. /Фото: rferl.org
Выход нашёл, как ни странно, лично Иосиф Сталин, причём довольно неожиданный: было решено связывать районы Чиатури с помощью сети канатных дорог. Нестандартный транспортный концепт оказался поразительно удачным, ведь и его помощью у рабочих была возможность за считанные минуты добираться до шахт. Производительность труда стала стремительно повышаться, а сам город разрастался и развивался. Всего в Чиатури функционирует десять пассажирских и две промышленные канатные линии.
Сеть канатных дорог требует реставрации. /Фото: advantour.com
После развала Советского Союза Чиатури стал приходить в упадок и едва не оказался под угрозой исчезновения вместе со своей уникальной сетью канатных дорог. Однако с конца 2000-х годов властями активно предпринимаются попытки находить инвесторов для местной промышленности и, само собой, реставрации главной городской транспортной достопримечательности. Поэтому у необычного грузинского городка ещё есть все шансы и возродить свой потенциал, и расширить сеть канатных дорог.
Интересное видео на нашем канале:
В дополнение к теме: Специфика строительства в суровых климатических зонах и высокогорье: опыт китайской архитектурной студии