Изобретения российского военного инженера Карла Шильдера
7 января 1785 года родился инженер Карл Андреевич Шильдер, известный своими инновационными изобретениями в области военной техники, в частности создавший первую в мире цельнометаллическую подводную лодку и прообраз современных эсминцев. Наш обзор посвящен его самым интересным работам.
Подводная лодка в XIX веке
Первая подводная лодка Шильдера
Конструкция первой подводной лодки Шильдера
Испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки конструкции К. А. Шильдера были проведены 29 августа 1834 года в верховьях Невы. Лодка оснащалась гарпуном с установленной на нем миной, который должен был пробивать броню вражеского судна. Затем мина подрывалась с безопасного расстояния. Кроме того, на машине были установлены подвижные ракетные блоки. Подводная лодка приводилась в движение четырьмя лопастями, которые крутились четырьмя членами экипажа. Она была также оборудована неким подобием перископа для наблюдения за объектами на поверхности воды. На испытаниях лодка достигла скорости около 0,7 км/ч. Николай I и его советники одобрили идею дальнейшего развития машины.
Вторая подлодка Шильдера
Малогабаритная подлодка Шильдера
Вторая лодка конструкции Шильдера отличалась меньшими габаритами. Ее испытания были проведены 24 июля 1838 года. Она была оснащена тем же вооружением и немного измененными гребными лопастями. Несмотря на то, что лодка успешно прошла огневые испытания, в серийное производство она так и не попала из-за малой подвижности и максимальной скорости (экипаж не мог разогнать лодку быстрее 0,7 км/ч).
Позже был создан и третий прототип подлодки, оснащенный водометным двигателем, однако и он не смог развить достаточной скорости.
Пароход "Отважность"
Буксировка подводной лодки Шильдера
Пароход «Отважность»
Осознавая все недостатки подводной лодки, Шильдер предложил проект буксира, доставляющего лодку в зону боевых действий. Пароход "Отважный" - название ему дал сам император - представлял собой подвижную пристань для подлодки. Кроме того, он оснащался собственным вооружением, состоящим из трех ракетных станков: «С помощью сих ракет, как показали опыты, можно метать с большой точностью 2-х, 3-х и 5-и пудовые бомбы». Идея буксира не получила дальнейшего развития, однако пароход стал прообразом современных эсминцев.
Первые мины Шильдера и Якоби
Гальваническая мина времен Крымской войны
Совместно с Б. С. Якоби, Шильдер разработал первые гальванические мины. Они широко применялись в годы Крымской войны. Мина активировалась после повреждения стеклянной ампулы с электролитом гальванического элемента, расположенной внутри корпуса.
С военной техникой другого выдающегося отечественного конструктора можно ознакомиться в нашем обзоре машин В. А. Грачева.
Ну а побеждает не чудо-оружие, а материальная база и характер людей.