Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Создание гражданских пассажирских самолетов на базе военных в Советском Союзе – отнюдь не уникальная практика. К подобному методу прибегали и в других странах: Великобритании, Франции и США. Например, пассажирский Boeing 377 «Stratocruiser» был создан в Америке на базе военно-транспортного KC-97 «Stratofreighter», который в свою очередь был дальнейшим развитием бомбардировщика времен Второй мировой войны B-29 «Superfortress». Впрочем, речь сегодня пойдет все-таки не об американских самолетах, а об отечественных. А именно об одном из самых успешных флагманов «Аэрофлота» в истории СССР – лайнере Ту-114.


Ту-104. Первый пассажирский реактивный. |Фото: pinterest.com.

Ту-104. Первый пассажирский реактивный. |Фото: pinterest.com.


В 1954 году в Советском Союзе началась разработка первого отечественного пассажирского лайнера на реактивной тяге. Первый полет Ту-104 совершил уже в июле 1954 года. За основу самолета был взят реактивный многоцелевой военный самолет Ту-16. Что интересно, наброски перспективного пассажирского лайнера на базе 16-го были сделаны еще в 1953 году до распоряжения Совета министров СССР и начала разработки 104-го. Однако, при многочисленных достоинствах пассажирского самолета нового поколения у Ту-104 был один серьезный недостаток. Реактивный лайнер не мог преодолевать дальние беспосадочные маршруты при полной или близкой к ней загрузке пассажирского салона.

Многоцелевой военный Ту-16. |Фото: bangkokbook.ru.

Многоцелевой военный Ту-16. |Фото: bangkokbook.ru.


Для решения этой проблемы в Совете министров приняли решение о разработке «старомодного» турбовинтового пассажирского лайнера, способного преодолевать рекордные расстояния с большим количеством пассажиров на борту. Так как новую машину требовалось разработать в кратчайшие сроки в качестве подспорья реактивной пассажирской авиации, советские конструкторы из ОКБ-156 пошли по проторенной дорожке – взяли за основу уже готовый военный турбовинтовой самолет. Выбор сразу же пал на разработанный в 1952 году Ту-95. Спустя год после первого полета реактивного лайнера Ту-104 началась разработка турбовинтового Ту-114. Создание самолета заняло два года. В ноябре 1957 гражданский братишка «Медведя» впервые поднялся в воздух, сразу же став самым большим и самым скоростным турбовинтовым пассажирским бортом в мире.

Бомбардировщик Ту-95. Тот самый Медведь. |Фото: belvpo.com.

Бомбардировщик Ту-95. Тот самый Медведь. |Фото: belvpo.com.


Для своего времени Ту-114 смог стать новым словом в сфере комфорта. Двухэтажный лайнер состоял из нескольких салонов. В «экономе» располагалось три ряда кресел. Было также несколько купе для высокопоставленных персон. На борту самолета было три туалета (мужской, женский, для экипажа), пара лифтов, буфет, кухня, комната отдыха экипажа, а в экипаж самолета входил повар! В купе для высокопоставленных персон на 24 и 12 человек имели спальные места с бельем. Пассажировместимость Ту-114 в первой модификации составляла 170 человек. В 1970-е годы старые борта пройдут модернизацию. Изыски вроде кафе с самолетов исчезнут. На их место установят дополнительные 54 кресла, доведя таким образом пассажировместимость 114-го до 224 человек.

Турбовинтовой пассажирский Ту-114. |Фото: Pinterest.

Турбовинтовой пассажирский Ту-114. |Фото: Pinterest.


Можно подумать, что разработка пассажирских лайнеров на базе военных самолетов априори легка. На самом деле это не так. Для получения Ту-114 в конструкцию Ту-95 пришлось внести огромное количество изменений. Оборудование пассажирских салонов в данном случае – меньшая часть работы. Оригинальную конструкцию 95-го пришлось увеличивать на несколько метров: длину с 49 до 54.1 метра и диаметр борта на 4.2 метра. Увеличение габаритов машины было связано в первую очередь с необходимостью установки дополнительной электроники и системы вентиляции. Размах крыла пассажирского лайнера составил 51.1 метра. Масса пустого самолета была увеличена до 85.8 тонн. Также в машине пришлось заменить стойки шасси из-за чего 114-ый стал еще и одним из самых высоких пассажирских самолетов своего времени. В движение борт приводился четверкой двигателей НК-12 с суммарной отдачей 60 тысяч «лошадей». При загрузке в 15 тонн самолет мог пролететь до 9.2 тысяч км. Как уже было отмечено, Ту-114 также взял рекорд по скорости среди пассажирских турбовинтовых машин. В крейсерском режиме лайнер топил на 760 км/ч, а на пике мог разогнаться до 880 км/ч. Всего же на Ту-114 было установлено 32 мировых рекорда.

Эконом класс. ¦Фото: hdpic.club.

Эконом класс. ¦Фото: hdpic.club.


В Советском Союзе 114-ых красавцев всегда было немного, так как в составе «Аэрофлота» самолет занимал крайне специфическую нишу. С 1959 по 1964 году в СССР было произведено 33 таких машины не считаю одной экспериментальной модели. В эксплуатации 114-ый находился до 1983 года, правда последние 5 лет самолет «донашивала» советская армия, а не гражданский воздушный флот. За исключением высокого уровня шума и потребности в нестандартном траппе (из-за высоты борта) серьезных недостатков у детища Туполева не было. Единственная катастрофа Ту-114 случилась в Москве в 1966 году. В результате крушения самолета из 47 пассажиров и 19 членов экипажа погиб 21 человек еще 18 получили ранения.

Очень комфортный самолет был, для своего времени. ¦Фото: smi24.net.

Очень комфортный самолет был, для своего времени. ¦Фото: smi24.net.


А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про МиГ-31 – носитель неуловимой ракеты «Кинжал».


Обратите внимание:







9955
6.11.2023 17:22
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё