Свою историю Минский автомобильный завод начала в августе 1944 года в качестве предприятия, которое должно было заниматься отверточной сборкой шедших в Советский Союз по ленд-лизу грузовиков GMC и Studebaker. Первое поколение собственных грузовиков на МАЗ появилось спустя ровно год, в августе 1945. В дальнейшем предприятие разработает и выпустит сотни собственных моделей техники. Одним из самых ярких грузовиков второй половины 1960-х годов от минского предприятия станет МАЗ-500.
Для армии и народного хозяйства. |Фото: all-auto.org.
Первые опытные образцы МАЗ-500 были представлены еще в 1958 году. Осенью 1964 года новый автомобиль был полностью готов к серийному производству. В серию крупнотоннажный грузовик пошел в марте 1965 года. Для минского предприятия 500-ый стал первый грузовиком с компоновкой, при которым кабина водителя расположена не за двигателем, а над ним. Это, казалось бы, нехитрое решение давало в свое время серьезные преимущества: позволяло незначительно снизить массу машины и при этом увеличить длину грузовой платформы. Благодаря этому новинка минского автозавода могла перевозить до 7 500 кг груза.
Отдельные машины остаются на ходу по сей день. |Фото: drive2.ru.
В движение белорусский работяга приводился дизельным двигателем ЯМЗ-236 ярославского производства. Агрегат мощностью 180 лошадиных сил с рабочим объёмом 11.1 литра позволял разгонять 500-ый на шоссе до 75 км/ч. Двигатель работал вместе с 5-ступенчатой «механикой». Расход горючего при этом достигал 25 литров солярки на 100 км пути. Штатные баки у МАЗ-500 имели объем в 200 литров. Полностью заправленный грузовик имел массу в 6 500 кг. Полная масса в загруженном состоянии могла достигать 14 825 кг. Также 500-ый мог буксировать прицеп с полной массой 12 000 кг.
Первый МАЗ с кабиной над двигателем. |Фото: drive2.ru.
Автомобиль минского предприятия отличался высокой надежностью. Работать МАЗ-500 мог даже при полном выходе из строя всей электроники. Заводить грузовик при необходимости можно было и с «толкача». Критически важные электрокомпоненты в конструкции отсутствовали, что в свое время делало 500-ый отличным выбором для советской армии. По этой же причине машина не могла быть демаскирована в результате создания радиопомех.
Руль грузовика имел гидравлический усилитель. Благодаря простоте конструкции и высокому качеству сборки, даже в армии МАЗ-500 считался по-настоящему «бессмертной» машиной. Также высокая надежность грузовика способствовала тому, что несмотря на солидный возраст, использовался для междугородных перевозок он вплоть до конца 1990-х годов. При этом отдельные МАЗ-500 попадаются на дорогах и в хозяйстве то там, то здесь до сих пор.
Отличная была машина. ¦Фото: kolesa.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про ЗиЛ-157: чем советский «Захар» удивил европейцев на выставке в Брюсселе.