Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Современный вертолёт больше походит на суперкар, такой же мощный, быстрый и высокотехнологичный. Правда, таким он получился не сразу, и на пути его эволюции было создано очень много интересных машин, от нелепых до совсем бесполезных. В существование некоторых из них вообще сложно поверить, если не увидеть их собственными глазами.


1. Ка-22

Винтокрыл Ка-22./ Фото: dzen.ru

Винтокрыл Ка-22./ Фото: dzen.ru


В самый разгар холодной войны, а это был конец 1950-х годов, в Советском Союзе усиленно пытались решить проблему с транспортировкой пусковых ракетных установок в отдалённые районы, где никогда не было даже намёка на дороги. Пусковые установки хоть и обладали большой проходимостью, но даже для них путешествие по суровой местности было слишком экстремальным. Тогда командование приняло единственно верное решение – строить транспортный вертолёт. Правда, вертолёт обещал быть необычным, поэтому и требования к нему стандартными назвать было сложно.

Ка-22 фактически был гибридом вертолёта и самолёта./ Фото: livejournal.com

Ка-22 фактически был гибридом вертолёта и самолёта./ Фото: livejournal.com


Грузоподъёмность вертолёта должна была составить 4-5 тонн, а дальность полёта – до полутора тысяч километров. При этом расчётная максимальная скорость составляла 400 км/ч. Над проектом работали сразу два конструкторских бюро, КБ Камова и КБ Миля, а лучшая разработка должна была пойти в серию. Для достижения поставленных целей подчинённым Камова пришлось пойти на крайние меры: они построили нечто среднее между вертолётом и самолётом.

Высокую грузоподъёмность Ка-22 обеспечивали крылья./ Фото: pinterest.com

Высокую грузоподъёмность Ка-22 обеспечивали крылья./ Фото: pinterest.com


Такая гибридная конструкция должна была решить большую проблему – сэкономить топливо и увеличить радиус действия. Обычному вертолёту тяжело поднять тяжёлый груз и тем более везти его на большое расстояние. Вертолёт находится в воздухе исключительно за счёт тягового винта, поэтому на него приходится серьёзная нагрузка, да и расход топлива достаточно велик. Именно поэтому для основы вертолёта использовали планер от транспортника Ли-2, который использовался ещё во время Великой Отечественной войны.

Из-за нерешаемых технических проблем проект закрыли./ Фото: airwar.ru

Из-за нерешаемых технических проблем проект закрыли./ Фото: airwar.ru


К 1959 году Ка-22 был готов, и он оказался очень странным. С одной стороны, это был самолёт, на это указывал характерная форма фюзеляжа, хвостовое оперение и, главное, крыло с большим размахом. Впрочем, на этом сходство заканчивалось. У Ка-22 было четыре несущих винта: два из них сравнительно небольшого диаметра были направлены вперёд, и ещё два побольше – вверх, а размещались они непосредственно на крыльях. Большие вертолётные пропеллеры обеспечивали подъёмную силу во время взлёта и посадки, а два пропеллера поменьше двигали вертолёт вперёд. Большую часть времени Ка-22 держался в воздухе за счёт подъёмной силы, которую обеспечивали крылья, экономя таким образом топливо. Так увеличивалась и его грузоподъёмность. К сожалению, его конструкция оказалась слишком сложной, и практически каждый полёт сопровождался техническими проблемами, а к 1962 году две из четырёх винтокрылых машин потерпели катастрофу. В 1964 году Ка-22 был признан опасным и бесперспективным, а предпочтение отдали вертолёту Ми-6, который собрали в конструкторском бюро Миля.

2. Kaman K-Max

Kaman K-MAX./ Фото: toyota-faq.ru

Kaman K-MAX./ Фото: toyota-faq.ru


Даже на фоне остальных необычных вертолётов Kaman K-Max выделяется очень сильно, а главной его фишкой является его винт, а точнее, два. Синхроптер – фирменное изобретение компании Kaman, а его автором является Антон Флеттнер, немецкий инженер, ранее работавший на нацистскую Германию. Конструкция с двумя несущими винтами, размещёнными на разных роторах, имеет несколько серьёзных преимуществ перед классической схемой вертолёта. Созданный в 1991 году вертолёт Kaman K-Max был создан на её основе и радикально отличался от общепринятых понятий о вертолётах.

K-MAX - один из немногих специализированных вертолётов./ Фото: blogspot.com

K-MAX - один из немногих специализированных вертолётов./ Фото: blogspot.com


K-Max был первым вертолётом, который создавали для конкретного вида работ. Обычно брали серийную модель пассажирского или грузопассажирского вертолёта, приспосабливали её к конкретным условиям и устанавливали целый набор дополнительных устройств и оборудования. Здесь же сделали совершенно по-другому. Этот вертолёт был разработан исключительно для выполнения одной работы – для перевозки грузов на внешнем подвесе. То есть это был воздушный подъёмный кран. Внутри K-Max перевозить что-либо не получится, поскольку он для этого совершенно не предназначен.

Летающий подъёмный кран./ Фото: pinterest.com

Летающий подъёмный кран./ Фото: pinterest.com


Одна из конструктивных особенностей K-Max – очень тонкий фюзеляж. Благодаря ему пилот отлично видит, что происходит по обе стороны кабины, и может скорректировать свои действия. Несмотря на хрупкий внешний вид, вертолёт может перевозить более двух с половиной тонн, что куда больше, чем у других моделей с таким же двигателем. Конечно, скорость полёта ограничена и составляет немногим более 200 км/ч, но в данном случае этот параметр не так уж и важен. Чаще всего этот вертолёт используется для перевозки брёвен.

3. Piasecki H21

Piasecki H-21./ Фото: mavink.com

Piasecki H-21./ Фото: mavink.com


Разработчиком этого смешного на вид вертолёта является Фрэнк Пясецкий, сын польского мигранта. Отец его переехал в Соединённые Штаты и занимался пошивом одежды, но сын явно тяготел к техническому делу. Уже в 24 года он построил свой первый вертолёт, а через десять лет, в 1953, отправился в свой первый полёт Piasecki H21. Фактически он считается одним из первых грузовых вертолётов в мире (по крайней мере, удачных), а его конструкция для своего времени была инновационной.

H-21 активно использовался военными./ Фото: pinterest.com

H-21 активно использовался военными./ Фото: pinterest.com


Внешний вид Piasecki H21 – это не дань моде, а очень неплохое техническое решение. Вертолёт должен был иметь два винта, расположенных на продольной оси, но они бились друг о друга, поэтому фюзеляж стал изогнутым. Благодаря этому вертолёт и приобрёл своё прозвище, и иначе как летающим бананом его называли редко. Впрочем, это позволило увеличить грузоподъёмность до тонны (20 человек) и превратить H21 в один из лучших транспортников своего времени.

Из-за своих качеств H-21 оказался непригодным для поля боя./ Фото: livejournal.com

Из-за своих качеств H-21 оказался непригодным для поля боя./ Фото: livejournal.com


H21 пытались использовать во Вьетнаме и Корее, но из этого ничего хорошего не вышло. Неповоротливый и медленный вертолёт становился отличной мишенью и сбить его не представляло никакого труда. Зато летающий банан отлично выполнял роль транспортника вне поля боя и часто использовался для патрулирования береговой линии. В конечном итоге военных их заменили на более вместительные.

Среди вертолётов тоже есть тяжеловесы, которые удивляют своей вместительностью и способны перевозить тяжёлые грузы.


Обратите внимание:







6007
5.11.2023 23:40
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё