Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Машины    



Известному американскому изобретателю и бизнесмену приписывают замечательные слова: «98% гениальности – это упорный труд». И они как нельзя лучше подходят для иллюстрации сегодняшней истории о самом провальном 12-осном тягаче Советского Союза, из которого специалисты одного хорошо известного предприятия все-таки смогли сделать отличную машину, пускай, и не сразу. История нашего героя началась в 1983 году, а завершилась в начале 2000-х в виде машины, которую каждый россиянин хотя бы раз видел на парадах 9 мая.


Серьезная машина. /Фото: germes72.ru.

Серьезная машина. /Фото: germes72.ru.


В начале 1980-х годов в Советском Союзе захотели создать свое собственное внедорожное шасси для доставки тяжелых ракет прямо к месту пуска. Само собой, как и все, что касалось Министерства обороны Советского Союза, проект был секретным. Лишь спустя полтора десятилетия уже в 1990-е годы станет известно, что машина проходила под кодовым названием «Целина». И так как проект был напрямую связан с ракетными войсками, в непростой политической атмосфере 1980-х он имел особое значение для армии.

В дальнейшем были созданы другие машины. /Фото: hdpic.club.

В дальнейшем были созданы другие машины. /Фото: hdpic.club.


Разработку новой машины доверили проверенным специалистам Минского завода колёсных тягачей (МАЗ), коллектив которых было решено усилить еще 100 лучшими специалистами со всей страны Советов. Последних командировали в столицу БССР вместе с семьями, обеспечив квартирами за счет Минобороны Союза. Уже в июне 1983 года минчане представили прототип будущего тягача МАЗ-7904. Это была 140-тонная машина с колесной формулой 12х12, оснащенная парой дизельных двигателей - ЯМЗ-223Ф и ЧН18/20, суммарной отдачей 1 830 л.с. Вместе с нагрузкой масса тягача могла достигать 360 тонн. Руководил проектом В.Е. Чвялев.

Целина-2 созданная следом. /Фото: ivanglazunov.ru.

Целина-2 созданная следом. /Фото: ivanglazunov.ru.


Заводские испытания МАЗ-7904 «Целина» проводились в Москве по ночам. Делалось это для того, что американская разведка не смогла узнать о создании нового ракетного тягача раньше времени с помощью спутников-шпионов. После того как тягача накатал почти 540 км в Беларуси, машину разобрали и доставили железной дорогой в солнечный Казахстан, где она проходила второй тур испытаний. По результатам тестов стало понятно, что «Целина» — это провал. Созданная машина не отвечала заявленным требованиям военных. Тягач не обладал ни нужной проходимостью, ни управляемостью. Доставленный на Байконур МАЗ-7904 в итоге так там остался, пока не был утилизирован уже в 2010 году.

Создали новую машину в 1996 году. /Фото: kolesa.ru.

Создали новую машину в 1996 году. /Фото: kolesa.ru.


Несмотря на провал первого прототипа МАЗ-7904 и приостановку сборки второго, работа по проекту «Целина» не была свернута. В последующие годы той же группой специалистов на МАЗ было создано еще несколько экспериментальных ракетных тягачей: МАЗ-7906, МАЗ-7907 и МАЗ-7909. Наиболее перспективной разработкой оказалась машина разработки 1985 года, опытное шасси МАЗ-7907 «Целина-2». Последующая перестройка и распад СССР замедлили работы над тяжелыми ракетными тягачами. Наконец, в 1996 году на базе МАЗ-7907 минские специалисты создали комплекс МАЗ-МЗКТ-79221 серийное производство которого продолжается заводом по сей день. Эту здоровенную машину каждый хотя бы раз видел на парадах 9 мая. Именно она используется в качестве шасси для ракетных комплексов РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

Тополь-М на том самом шасси. /Фото: goodfon.ru.

Тополь-М на том самом шасси. /Фото: goodfon.ru.


А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте про 6 редких танков Германии, которые не стали производить серийно.


Обратите внимание:







1916
5.07.2024 09:30
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё