Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0
Машины    



Каждый, кто был в метро, должен помнить такие старые синие советские вагоны, в торцах которых располагались какие-то странные «уголки». И наверняка каждый, пускай, совсем мимолетно задавался вопросом о том, зачем эти штуковины вообще нужны? Чаще всего можно услышать вполне логичное предположение о том, что это форма какого-то защитного механизма. Но так ли это на самом деле?


1. Откуда взялись загадочные «уголки»?



Что же это за уголки? |Фото: bangkokbook.ru.

Что же это за уголки? |Фото: bangkokbook.ru.


Первым советским вагоном метро был так называемый «тип А». Спроектирован вагон был группой советских конструкторов под руководством специалиста по подвижным составам П. И. Травина в 1934 году. Тогда же «тип А» пошел в серийное производство на Мытищинском вагоностроительном заводе. Выпускался вагон «А» в двух вариантах: моторном №1 и прицепном №1001. Производилась данная серия вплоть до 1937 года, пока не была заменена более совершенным вагоном «тип Б». В последующие годы в Советском Союзе было разработано еще много вагонов. Однако, большинство граждан в силу возраста лучше всего знакомо с вагонами серий «Ем», «Ев», «Еж» и а также номерными сериями «81-717» выпускавшимися, в том числе после распада СССР.

Советский вагон тип А 1934 года. |Фото: bangkokbook.ru.

Советский вагон тип А 1934 года. |Фото: bangkokbook.ru.


Те самые «уголки» на торцах большинство граждан знает именно Е-сериям и номерным сериям вагонов. Первый вагон Е-серий появился только в 1959 году и загадочные «уголки» появились отнюдь не на них, а еще на упомянутых в самом начале вагонах «тип А». Что интересно, точно такие же «уголки» в торцах имелись и на вагонах известных в СССР как «тип В». В действительности же это были трофейные немецкие вагоны, полученные от Германии после мая 1945 года в качестве репараций. В Германии эти вагоны обозначались «Baureihe C», но нас больше всего интересует год производства – 1926-1927.

Немецкий вагон метро 1926 года как раз со сложенными уголками. |Фото: bangkokbook.ru.

Немецкий вагон метро 1926 года как раз со сложенными уголками. |Фото: bangkokbook.ru.


Почему для нас так важен год? Благодаря этому мы видим, откуда эти уголки, судя по всему, появились на вагонах СССР. Сегодня уже сложно сказать, действительно ли советские конструкторы скопировали «уголки» вагонов «Baureihe C» для «тип А». Однако, подобный прецедент был бы ни разу не удивительным. Дело в том, что до прихода к власти нацистов в январе 1933 года Советский Союз плотно сотрудничал с Веймарской республикой в самых разных областях (в последствии сотрудничество начали сворачивать, а военное сотрудничество начали сворачивать еще при республике).

В первую очередь СССР, конечно же, интересовало промышленное направление. Поэтому какие-то решения советские конструкторы вполне могли перенять от немецких в рамках научно-технического сотрудничества. Ничего зазорного в этом, к слову, нет. Просто «уголки» вагонов «Baureihe C» и уголки вагонов «тип А» подозрительно похожи по своей конструкции. По сути, это подвижный механизм, состоящий из крепления, рычага-упора и кронштейна.

2. Зачем нужны загадочные «уголки»?



Часть берлинского метро - надземная. |Фото: wikidata.org.

Часть берлинского метро - надземная. |Фото: wikidata.org.


Чаще всего высказывается версия о том, что загадочные «уголки» — это элемент какого-то защитного механизма. Чаще всего граждане вполне резонно предполагают, что это какое-то архаичное межвагонное предохранительное устройство (МПУ) на случай падения человека на рельсы. По разным версиям падающий не то должен сам хвататься за эти уголки, не то между ними должны висеть цепи или пружины. Надо сказать версия интересная, но вызывающая вопросы.

Во-первых, сами по себе эти «уголки» мелковаты, чтобы за них цепляться при падении. В таком виде они скорее станут причиной дополнительного травмирования человека, нежели средством спасения. Во-вторых, если таки нужно подвесить цепи или пружины, то зачем для этого делать такую сложную конструкцию. Вполне достаточно было бы приварить крючья. При этом если мы посмотрим на современные МПУ, то они гораздо сложнее того, что придумывают граждане на ходу, что также заставляет задуматься о безопасности и эффективности просто цепей или просто пружин.

Средства от падения все-таки выглядят сложнее. |Фото: nashtransport.ru.

Средства от падения все-таки выглядят сложнее. |Фото: nashtransport.ru.


На самом деле с загадочными «уголками» все куда проще. Это складная лестница для оперативного осмотра крыши на предмет механических повреждений или наличие посторонних предметов. Дело в том, что метро в Берлине появилось еще в 1896 году, и в те времена значительная часть метрополитена была надземной и некрытой. Время от времени на крыши вагонов попадал мусор, что вынуждало работников метро проверять состояние крыши. Впрочем, даже с появлением крытого метро необходимость в периодической проверке крыши вагонов никуда не исчезла. Стоит также обратить внимание, что в торце каждого вагона таких уголка – три. Два слева и один справа. При этом они расположены таким образом, чтобы после сцепки двух вагонов образовалась лесенка. Залезть на крышу по такой нельзя. Однако, в случае с поездом метро это и не нужно.

Железнодорожный вагон со сложенной лестницей в торце. ¦Фото: pvsm.ru.

Железнодорожный вагон со сложенной лестницей в торце. ¦Фото: pvsm.ru.


В теории складная лестница нужна для того, чтобы ее не могли использовать рядовые граждане во время короткой остановки. Лестницы есть и в торцах вагонов железнодорожных поездов. Однако там они выглядят иначе и позволяют прямо залазить на крышу вагона. При этом в современных вагонах лестницы на уровне человеческого роста складываются, закрываются на замок и пломбируются, чтобы к ним также не имели доступ не сотрудники.

А вот интересное видео с нашего канала:



В продолжение темы читайте как даже Советский Союз не смог сделать на Сахалине то, что получилось у России.


Обратите внимание:







4951
5.07.2023 16:32
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё