Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

МиГ-3: за что советские лётчики любили едва ли не самый бедовый истребитель Великой Отечественной



Александр Иванович Покрышкин сравнивал этот самолёт с «горячим скакуном». Честно отмечая объективные недостатки МиГ-3, маршал Советского Союза так же резонно указывал на то, что боевые качества «тройки» в действительности были на высоте, причём как в переносном, так и в прямом смысле. На первый взгляд МиГ-3 оказался самым посредственным самолётом советских ВВС. Однако, всего одно обстоятельство обратило минусы этой машины в неожиданные плюсы.


Серьёзная машина на самом деле.

Серьёзная машина на самом деле.


Забегая вперёд, стоит отметить, что в конце 1930-х и начале 1940-х годов в среде советских лётчиков практически каждая новая машина отечественной промышленности воспринималась не иначе как взятие новой конструкторской (технической) и в некотором смысле даже творческой высоты. Об этом, например, упоминал в своих воспоминаниях Покрышкин. Трижды герой Советского Союза вполне справедливо указывал на тот не для всех очевидный факт, что даже в самой выдающейся конструкции найдётся то или иное слабое место. Достаточно слабое для того, чтобы в условиях реальной эксплуатации превратиться в откровенную уязвимость машины. Что интересно, вспоминал Покрышкин в своих откровениях и о такой машине времён Великой Отечественной войны, как МиГ-3.

Хорошая машина.

Хорошая машина.


Однако, прежде было бы не лишним сказать несколько слов о том, что вообще представлял собой этот истребитель-перехватчик и как именно он появился на свет. Прототип самолёта, который в дальнейшем стал известен как МиГ-3, появился благодаря работе специалистов КБ авиационного завода №1. Проектировал машину коллектив Николая Поликарпова, в то время как постройкой самолётов уже занимались специалисты ОКБ-1 Артёма Микояна. Первый полёт истребитель совершил ещё осенью 1940 года и надо сказать, достаточно легко «проскочил» первый тур испытаний. Вскоре машину рекомендовали к принятию на вооружение и запуску в серию. Однако, в последний момент военные оказались против: руководство ВВС раскритиковало машину за недостаточно высокую дальность полёта и высокий риск падения самолёта в штопор на высоких углах атаки.

Покрышкин высоко ценил машину.

Покрышкин высоко ценил машину.


На доработку машины ушло несколько месяцев. Относительно первоначального варианта, улучшенная версия истребителя обзавелась предкрылками для защиты от падения в штопор, дополнительным 250-литровым топливным баком, а кроме того, самолёт пережил изменение состава вооружения и практически полную перекомпоновку всех агрегатов из-за изменения центровки. При этом принять самолёт на вооружение до начала Великой Отечественной войны уже не успели, из-за чего последний тур испытаний уже в авральном режиме пришлось проводить летом 1941. Сразу после этого самолёт был запущен в серийное производство. Что интересно, подавляющее большинство МиГ-3 произвели в Москве в 1941 году. Сделать успели 3100 из 3178 когда-либо существовавших истребителей. Последние 6 МиГ-3 будут собраны в 1943 году, при этом использовать самолёт советские ВВС продолжат аж до 1945.

Использовался в качестве высотного.

Использовался в качестве высотного.


Надо признать, что по итогу у советских конструкторов получилась достаточно спорная машина. На малых и средних высотах новые МиГ-3 показывали себя не слишком-то хорошо. Самолёт заметно уступал в лётных характеристиках не только большинству немецких аналогов, но и советским машинами из семейств Як и Ла. Помимо скорости и манёвренности, была у МиГ-3 и ещё одна ахиллесова пята – слабое вооружение. В отличие от большинства других истребителей и штурмовиков, у «тройки» вообще не было пушечного арсенала, лишь три пулемёта: пара в калибре 7.62 и ещё один с калибром 12.7. Справедливости ради, МиГ-3, вооруженные парой 20-мм ШВАКов существовали, однако сделали таких всего 52 единицы. Для сравнения, у Ла-5 парочка пушек была базовым вариантом исполнения.

Использовался в качестве машины ПВО.

Использовался в качестве машины ПВО.


Все эти недостатки не позволяли советским ВВС использовать новый МиГ-3 как полноценный фронтовой истребитель. У машины просто не было шансов в столкновении с аналогами. Однако, у этого самолёта всё же оказалось одно немаловажное качество, которые позволило вдохнуть в «тройку» жизнь. А именно – возможность оперировать на сверхбольших (по тем временам) высотах. В отличие от других советских истребителей, МиГ-3 мог вести бой на высоте до 12 км и на скоростях до 650 км/ч, что автоматически возводило его в ранг высотного истребителя. Поэтому в годы Великой Отечественной войны «тройки» применялись преимущественно как самолёты ПВО, став незаменимым помощником советской противовоздушной обороны в деле борьбы с немецкими бомбардировщиками.

У самолёта была своя ниша.

У самолёта была своя ниша.


А возможным подобное стало благодаря использованию в конструкции МиГ-3 весьма специфического «бомбардировочного» авиационного двигателя – АМ-35. Точно такие же использовались в советских бомбардировщика Пе-8. Кстати, этот же двигатель является конструктивным предком авиационного мотора АМ-38, который устанавливался на штурмовики Ил-2. Стоит так же отметить, что появившийся в 1940 году 35-й стал одним из главных прорывов советского моторостроения до начала Великой Отечественной войны. Во всяком случае, среди авиационных агрегатов. Благодаря этому «посредственность» МиГ-3 неожиданно превратилась из недостатка – в достоинство. Что иронично, двигатель АМ-35 самолёт получил во многом случайно.

А вот интересное видео с нашего канала - для чего на подводных лодок применяется свет красного цвета:



В продолжение темы читайте про современные российские бронемобили от «Тигра» до «Тайфуна».

Обратите внимание:

0
2191
Версия для печати