Как только какой-нибудь автолюбитель пытается выбрать для себя кроссовер «повнедорожнее», тут же начинается захватывающий спор. По мнению немалого числа оппонентов, большинство паркетников достойны лишь того, чтобы ездить по сильно грязному асфальту, и приводят длинный список недостающих им качеств и агрегатов. И в числе последних неизменно упоминается понижайка, о существовании которой все слышали, но не все в курсе, что же это такое и кому вообще оно надо.
Привилегия внедорожников, недостаток кроссоверов
Renault Duster./ Фото: fivesec.ru
Понижайка – одно из главных отличий настоящего внедорожника от всего остального на четырёх колёсах. Это тот самый агрегат, выезд без которого на бездорожье обычно чреват большими неприятностями. Причём понижайка является привилегией исключительно автомобиля с повышенной проходимостью, за очень редким исключением. К примеру, производитель может её установить на кроссовер для некоторого увеличения внедорожных качеств, чтобы привлечь побольше покупателей. Подобных моделей выпускают очень мало, поскольку на паркетнике за неимением остальных частей внедорожного комплекта она не имеет большого смысла. Другой вариант – дорогой, полноразмерный и престижный кроссовер класса люкс, для которого она предлагается лишь в качестве опции вместе с несколькими важными дополнениями.
Mercedes-Benz GLS, понижайка опционально./ Фото: drom.ru
По большому счёту, в кроссоверах понижайка не нужна вообще, обладание ею лишь подбивает водителя отправиться в какое-нибудь авантюрное приключение. Для поездок по бездорожью в дополнение к ней нужны ещё несколько важных компонентов. Первый – большой дорожный просвет, без которого недоделанный вездеход рискует намертво сесть на днище. Второй – нормальный полный привод с блокировками, а не муфта с электронной имитацией. Муфта лишь перегреется во время пробуксовки, отключится по защите, а потом и вовсе потребует у владельца отвезти её в сервис. Третий компонент, но не последний по важности – крепкая рама. И только со всеми ними наличие понижайки обретает свой смысл.
Понижайка как она есть
Понижайка УАЗ Patriot./ Фото: drive2.ru
Фактически так называют демультипликатор, который позволяет снизить обороты колёс, но при этом существенно повысить крутящий момент. На бездорожье это является очень ценным умением и позволяет преодолевать серьёзные препятствия, где нужна не скорость, а способность медленно, но верно прилагать большие усилия, чтобы выбраться на твёрдую землю. К сожалению, стандартная схема работы обычного автомобиля совершенно другая: солидного крутящего момента можно добиться, лишь разогнавшись как следует, но из ямы так выехать не получится. Скорее наоборот. Вращающиеся на больших оборотах колёса работают как экскаватор, выбрасывают из-под себя грязь, снег, песок и камни и зарываются глубже в почву. В противовес этому, демультипликатор позволяет крутиться колёсам медленно, но с невероятным усилием. При этом шина не проскальзывает, а вдавливается в почву и едет дальше.
Кому и когда нужна
Toyota Tundra с прицепом./ Фото: blogforest.ru
Одно из главных достоинств пониженного ряда трансмиссии – это гораздо меньшая нагрузка на двигатель и коробку передач при её использовании. Благодаря этому водитель может медленно, но верно заехать на горку, если ему приходится везти солидный груз или тащить за собой прицеп. Конечно, это займёт больше времени, но при этом удастся не перегрузить машину, её колёса не будут проскальзывать, а сама она не съедет вниз задом наперёд и не перевернётся. На самом деле, это самый безопасный способ взобраться на склон, особенно с грузом.
Jeep Wrangler./ Фото: unsplash.com
Не менее полезной понижайка оказывается на траве или на ледяной корке. Мокрая трава из-за излишнего усилия при быстром вращении колёс быстро превращается в настоящий каток, но на пониженной передаче колёса не срывают верхний слой и не начинают на нём скользить. Если же приходится ехать по замёрзшей грязи, быстрое вращение может проломить застывшую корку, и тогда провалившееся в грязь колесо вообще окажется безо всякого сцепления. И в этих, и в других подобных случаях пониженная передача сможет не только сберечь нервы, но и поможет избежать аварии.
Land Rover Defender./ Фото: 110km.ru
Неспешный стиль вождения на понижайке также помогает на таких сложных поверхностях, как излишне мягкая почва, грязь или песок. Самый большой вред здесь приносит спешка и стремление как можно скорее выбраться на твёрдую дорогу. Безболезненно это можно сделать с помощью пониженного ряда трансмиссии, но в обычном режиме при повышении оборотов колёса тут же начинают зарываться. Без понижайки такие ситуации заканчиваются не очень хорошо: приходится либо много копать, либо просить помощи у кого-нибудь с трактором или лебёдкой. В итоге понижайка оказывается крайне полезной для тех, кому приходится по собственной прихоти, по необходимости или по долгу службы часто оказываться на сложной дороге, а то и вовсе без неё. Грязь, камни, наледь, снег и прочие неприятности, мешающие нормальному сцеплению с дорогой, тогда оказываются не такими уж и страшными. Именно в такие моменты и ощущается вся прелесть полноценного внедорожника, который на понижайке может ехать медленно, но верно.
Даже с солидным пробегом внедорожники пользуются большим спросом благодаря огромному преимуществу перед остальными машинами на бездорожье, а некоторые из них считаются особенно ценными.