В 2023 году в США начались испытания нового экспериментального сверхзвукового самолета Lockheed Martin X-59 QueSST. Примечательна машина отнюдь не только своим откровенно необычным дизайном, но и техническими характеристиками. Однако, по-настоящему важно даже не это, а то, что X-59 – это не военный и не чисто научный проект, а гражданский. Так, впервые за последние 50 лет авиапроизводители возвращаются к некогда не дававшей покоя идее гражданской сверхзвуковой авиации.
Конкорд и Ту-144. |Фото: ichip.ru.
Про британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолет (СПС) «Конкорд» и советский Ту-144 знают многие. Однако, не каждый помнит о том, что проект собственного СПС был в те годы и у американцев. Это был самолет Boeing-733, который разрабатывался совместно со специалистами NASA. Однако, в отличие от советского и британо-французского проектов, американский заглох еще на стадии разработки. Вполне вероятно, что в тот раз инициатива была свернула из-за того, что американцы сильно отстали от конкурентов из Старого Света. Так или иначе, теперь Lockheed Martin и NASA взялись за разработку СПС с новой силой.
Работают над самолётом уже много лет. |Фото: hi-tech.mail.ru.
Стоит сразу отметить, что существующий сегодня X-59 – это не прототип пассажирского самолета. Это экспериментальная машина, созданная для испытаний нового типа фюзеляжа. Собственно, именно дизайн и является одной из главных фишек новинки. Само собой, именно такая форма придана фюзеляжу отнюдь не из прихоти художников или конструкторов, а из технических соображений и попытки решить одну из главных проблем СПС. Наверняка каждый слышал о том, что СПС – это очень (ОЧЕНЬ) дорогие полеты. Однако, при этом многие забывают о том, что у сверхзвуковых самолетов есть еще одна большая проблема – уровень создаваемого шума.
Сила в форме. |Фото: integral-russia.ru.
Сильнее всего шум в момент преодоления самолетом звукового барьера. Впрочем, даже без этого обстоятельства СПС очень шумны сами по себе. Американцы уверены, что благодаря новому фюзеляжу X-59 уровень воспринимаемого шума от сверхзвукового самолета удастся понизить до 70-75 децибел (дБ). Для сравнения: двигатель обычного пассажирского самолета шумит на уровне 140 дБ, сильный автомобильный поток на шоссе – 100 дБ, громкая речь человека – 80 дБ, тикающие часы – 20 дБ. Таким образом, если у американских конструкторов все получится, то авиация без преувеличения совершит прорыв в области конструирования сверхзвуковых самолетов.
Летные испытания уже начались. ¦Фото: integral-russia.ru.
Как поясняют в NASA, снижение звука ударной волны в X-59 достигается в первую очередь благодаря крыльям особой низкостреловидной формы. Размах крыльев экспериментальной машины составляет 9 метров. Максимальная скорость прототипа – 1 836 км/ч. Достигается такая на высоте в 17 километров. Максимальная взлетная масса прототипа – 14.7 тонн. Если испытания завершаться успешно, то один из двух основных барьеров для дальнейшей коммерциализации полетов сверхзвуковой авиации будет снят.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему у советского Ту-144 и французского «Конкорда» опускается и поднимается нос.