Lexus NX, сохранивший через три года остаточную стоимость 119,9 процента/ Фото: vedomosti.ru
Эксперты аналитических центров подготовили результаты исследований, в которых опубликовали список автомобилей с самой высокой остаточной стоимостью. Как ни странно, но внедорожники и кроссоверы премиум-класса на вторичном рынке подорожали на 40% всего за три года. Таким образом они имеют рекордную остаточную стоимость на «вторичке» в России. Так, модели, купленные в 2019 году, сейчас могут стоить на 40% и более дороже, отмечают исследователи издания «Российская газета».
1. Перспективные автомобили для покупки в 2023 году
Рейтинги «Автостата» дают представление об остаточной стоимости автомобилей/ Фото: autotrader.ca
Перед выбором нового автомобиля многие автовладельцы заведомо прицениваются, за сколько они смогут продать его в будущем. Естественно, сейчас рынок очень нестабилен и мало предсказуем, что связано с ростом цен и дефицитом новых поставок из-за санкций. Программа параллельного импорта частично решает проблему, но все-таки нехватка свежих партий дает о себе знать. Так как узнать, какой автомобиль не станет стоить копейки спустя несколько лет эксплуатации, и как не прогадать с выбором?
Чтобы получить такую информацию, достаточно ознакомиться с аналитикой сохранения остаточной стоимости. В Интернете есть множество таких рейтингов, но рассматривать результаты американских или европейских аналитических центров бессмысленно – все из-за других запросов потребителей, особенностей рынка и других налоговых реалий.
В России актуальными данными делятся эксперты агентства «Автостат», которые ежегодно публикуют рейтинги Residual value, указывая в них остаточную стоимость авто. При составлении последней подборки специалисты этого центра провели глубокий анализ цен на подержанные и новые автомобили 55 марок, 335 моделей и 1100 модификаций.
2. Самые ликвидные кроссоверы и внедорожники
Audi Q3 имеет индекс остаточной стоимости более 121,5 процента/ Фото: drive.ru
В категории SUV-C из моделей представительского класса самой ликвидной является Audi Q3 с индексом остаточной стоимости свыше 121,5%. Следующее место принадлежит немецкому кроссоверу BMW X2, за которым следует Mercedes-Benz GLA с показателями 120,9% и 114,4% соответственно.
Если говорить о группе SUV-D, то здесь ликвидным остается Mercedes-Benz G-класса, продемонстрировавший внушительные показатели роста цен среди всех моделей, участвующих в исследованиях – 143,4%. Вторую строчку получает Porsche Macan со значением (122,3%), а замыкает эту группу японский Lexus NX. Его Residual value за три года равна 119,9%.
Рассматривая премиум-сегмент внедорожников и кроссоверов SUV-E, можно обратить внимание на Porsche Cayenne, которому удалось сохранить по истечению трех лет 139,6% от первоначальной стоимости. Далее идут BMW X5, собравший 133%, а также Audi Q8 (131,4%).
Следующая группа, объединяющая премиальные SUV F-класса, начинается с легендарного Lexus LX, который сумел сохранить 133,9% своей стоимости спустя три года. После идет Infiniti QX80 со значением 129,5% и полноразмерный BMW X7. Сейчас его можно перепродать за 126,2% от стартовой цены 3 года назад.
3. Сегмент В
Kia Rio сохранила 106,7 процента стоимости/ Фото: motor.ru
Кроме вышеперечисленных кроссоверов и внедорожников, рекордную остаточную стоимость сохранили представители сегмента В. В этой группе наиболее выгодным авто оказалась южнокорейская модель, явный бестселлер российского рынка – Kia Rio, сохранившая 106,7% от своей стоимости. За ней следуют французский Renault Sandero (104,7%) и редкий обитатель отечественных дорог Citroen C3 Aircross. Его Residual value составила 104,4%.
Схожие дела обстоят и в категории В-кроссоверов – то есть, компактных SUV. На первых двух местах находятся популярные в России Renault Duster (106,3% от стартовой цены) и Hyundai Creta (112,7%). Далее в рейтинг входит компактный «японец» Suzuki Jimny с оригинальным дизайном и неплохим техническим оснащением. Ему удалось сохранить 105,5% остаточной стоимости.
Весьма нетипичные результаты наблюдаются и в других классах, поэтому будет полезно подготовить ряд пояснений.
4. С чем связан рост стоимости
Машины премиального сегмента/ Фото: autostat.ru
Генеральный директор автомобильной торговой площадки Fresh Auto Денис Мигаль считает, что это связано с повышенным спросом на премиум-сегмент и дефицитом новинок в премиальном сегменте.
Как мы можем увидеть из исследований, собственники ликвидных кроссоверов и внедорожников класса люкс не пытаются их продать в текущем году, так как новые образцы этого сегмента стоят намного дороже, чем они получат из продажи. Да и на фоне санкций далеко не все премиальные модели доступны в продаже на территории России. Вдобавок, учитывается надежность и передовые технические характеристики, обуславливающие столь высокую ликвидность, отмечает Денис Мигаль.
Нет сомнений, что в условиях нормально развивающейся экономики рост стоимости подержанных автомобилей на фоне их начальных ценников попросту невозможен. Но в России перманентно осуществляется коррекция цен, и трехлетние экземпляры часто стоят дороже на «вторичке», чем их купили 3 года назад. Однако, обратившись в дилерские салоны за новым автомобилем такого же класса, вы будете удивлены ценами и точно не сможете хотя бы «выйти в ноль».
Эксперты считают, что значения сохранения остаточной стоимости в условиях стабильной экономической ситуации определяются интенсивностью падения цен на машины на вторичном рынке. В России же учитывается уровень подорожания новой машины, т.к. продавцы экземпляров с пробегом, указывая стоимость, учитывают именно стартовый показатель. Поэтому в список лидеров часто попадают малоизвестные экземпляры, которые просто сильно подорожали за 3 года.
Renault Arkana подорожал за два года на 50 процентов/ Фото: wikipedia.org
Как должно быть в идеальных условиях? Согласно официальным данным, инфляция за 2018-2021 года в РФ составила 22,2%. В нормальной экономической обстановке считается, что машина только за год теряет 20% от своей стартовой цены. Поэтому естественный рост за 4 года эквивалентен году эксплуатации. Соответственно, ценники авто на вторичном рынке должны уйти как минимум ниже 100% в сравнении с новыми.
А если учитывать только курсы валют? С 2018 по 2021 годы доллар вырос к рублю приблизительно на 17%, а евро – на 13%. Это существенно ниже официальных показателей инфляции. Естественно, столь мизерного роста цен не могло бы быть.
Все становится на свои места, если учесть фактическое удорожание новых автомобилей. Важно понимать, что официальная и реальная инфляция – понятия абсолютно разные. Ярким примером тому является популярное кросс-купе Renault Arkana, вышедшее на рынок в 2019 году. Всего за 2 года французская новинка подорожала на 50%. И это без смены поколений, рестайлинговых обновлений и прочих улучшений, которые традиционно удорожают машину. Также здесь не учитывается последняя корректировка цен, которая была проведена не так давно.
Локализированная под отечественный рынок Lada Granta сумела подорожать на 40% всего за 3 года. Соответственно, многие другие машины стали дороже примерно на столько же. Рост цены новых автомобилей на 40-50% сопоставим с расчетной потерей «бэушек». Таким образом, остаточная стоимость в аналитике составляет примерно 100%. Поэтому важно руководствоваться реальными цифрами, исходя из ситуации на рынке, а не официальными показателями.
5. Советы по выбору автомобиля
Трехлетний Mercedes-Benz S-класса продается за 81,4 процента от стоимости нового/ Фото: mercedes-benz.ru
Есть несколько работающих советов, которые помогут принять правильное решение при выборе автомобиля, не потеряв внушительную сумму через несколько лет эксплуатации.
Меньше всего теряют в стоимости машины-бестселлеры или представители так называемого массового сегмента. Их ежегодно продают по несколько десятков тысяч экземпляров, а высокий спрос на «вторичке» наблюдается даже в условиях кризиса.
Выбирая новую машину, исходя из сохранения ее остаточной стоимости в будущем, рекомендуется внимательнее присмотреться к популярным моделям Hyundai, Kia, Lada, Toyota, Renault. А вот в случае с подержанными образцами целесообразно остановиться на автомобилях Opel, Peugeout и Citroen.
Потеря стоимости в премиум-классе всегда выше, чем в так называемом «масс-маркете». Эта аксиома подходит и для российского рынка. Достаточно проанализировать результаты исследований «Автостата». В таблицах с массовыми компаниями значения ниже 100% единичны, а в премиум-сегменте – обычное явление.
Кроме того, здесь даже есть закономерность: чем дороже автомобиль, тем больше разница между подержанным и новым вариантом. Представительские седаны, которые считаются самыми престижными в иерархии, дешевеют быстрее всех остальных. Так, трехлетний Mercedes-Benz S-класса продается за 81,4% от стоимости нового.
В случае с Audi A8 это значение составляет 79,5%, а Lexus LS – 67,3%, то есть почти на треть от стартовой цены новых экземпляров. И это учитывая тот факт, что новые машины только растут в цене.
Представители отечественного автопрома дорожают менее выраженно, чем иномарки. В связи с этим в аналитике остаточной стоимости часто проглядываются парадоксы. В качестве примеров можно выделить Citroen C3 Aircross и Suzuki Jimny. Также есть и обратные примеры: Skoda Octavia, которая хоть и пользуется большой популярностью в России, но не может похвастаться такими результатами.
Еще нужно учитывать влияние магии бренда. Отечественные потребители с особым уважением и интересом относятся к маркам Lexus, Toyota и Mercedes-Benz, поэтому отдельные представители их модельных линеек входят в список лидеров по сохранению остаточной стоимости.
Интересно также узнать про 10 кроссоверов на вторичном рынке, которые лучше не брать во избежание лишних проблем.