К большому сожалению, автокатастрофы в наши дни – нередкое явление. По имеющимся данным, каждый год они становятся причиной гибели более миллиона человек. Еще больше людей получают травмы и увечья различной степени тяжести. Число таких жертв достигает 50 миллионов человек. Однако жертв могло быть гораздо больше, если бы не гениальное изобретение. Речь идет о безопасном стекле Триплекс.
1. Кто придумал Триплекс
Случай с упавшей, но не разбившейся колбой заставил задуматься французского химика/Фото:phytocontrol.com
Безопасное стекло изобрел химик Эдуард Бенедиктус. Еще в начале минувшего века в процессе проведения очередного эксперимента ученый сбил с полки колбу. Емкость упала на пол. На сосуде образовалась трещина, однако он не разбился вдребезги. Иными словами, форма колбы осталась прежней. Химику было над чем задуматься. Он вспомнил, что в этом сосуде ранее он хранил коллодий. Видимо, остатки этого вещества все еще присутствовали в емкости.
Колодий – это эфирно-спиртовой раствор нитрата целлюлозы. И кому, как не химику, было знать о составляющих этого соединения? Он обратил внимание, что летучее вещество испарилось. А о его наличии свидетельствовал лишь оставшийся на стенках колбы почти незаметный слой нитрата целлюлозы.
Следует отметить, что в те годы ветровые стекла автотранспорта изготавливались из простого стекла. Данный материал при разбивании распадался на множество длинных и очень острых осколков, которые травмировали как водителей автомобилей, так и пассажиров.
2. Как возникла идея создания безопасного стекла
Бенедиктус узнал про автокатастрофу и вспомнил про случай с неразбившимся сосудом/Фото:antiumverlag.ch
Узнав про одну из таких автокатастроф, французский химик вспомнил про случай с упавшей и неразбившейся стеклянной емкостью. Он решил провести несколько экспериментов с ламинированным стеклом. В результате у Бенедиктуса получилось создать своего рода сэндвич из двух стекол и слоя нитрата целлюлозы.
В чем заключалась особенность такого стекла, помимо многослойности? Дело в том, что под воздействием высоких температур (т.е. при нагревании) слой нитрата целлюлозы расплавлялся, тем самым прочно склеивая два стекла между собой. Результат превзошел все ожидания. По такому стеклу можно было даже бить молотком. На нем лишь образовывались трещины, но форма при этом сохранялась. Стекло не разбивалось. Соответственно, острых ранящих осколков не возникало.
Изобретение французского химика получило признание. В 1909 году ему был передан патент на безопасное стекло. Сам Бенедиктус назвал свое изобретение «триплекс» (Triplex).
3. Иной подход к созданию безопасного стекла
Джон Вуд предложил использовать для производства безопасного стекла натуральный каучук/Фото:sustainablenaturalrubber.org
Однако французский химик был не единственным, кого интересовала идея создания безопасного стекла. Эту же цель ставил перед собой англичанин Джон Вуд. И хотя он получил патент на свое изобретение намного раньше Бенедиктуса, еще в 1905 году, разработку Вуда не стали внедрять в массовое производство. У англичанина был иной подход к созданию безопасного стекла, нежели у французского химика. Джон Вуд считал, что для образования слоя между двумя стеклами стоит применять натуральный каучук. Однако данная идея была затратной. Другим минусом такого стекла было то, что не отличалось абсолютной прозрачностью.
Стекло, через которое смотрят современные автомобилисты, защищает от травм/Фото:ens.az
Производители автомобилей сделали выбор в пользу изобретения Бенедиктуса. Правда, не сразу, а после применения триплекса военными. Из него изготавливались стекла для противогазов в период Первой мировой войны. Первым автопроизводителем, использовавшим изобретение Бенедиктуса, стал Генри Форд. Так, постепенно, триплекс стал активно применяться в автомобилестроении.
А ВОТ ИНТЕРЕСНОЕ ВИДЕО С НАШЕГО КАНАЛА: