Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0




Похоже, что компания Saab, которой хронически не везло с автомобилями, более успешно работает в сфере создания вооружений. В своё время она разработала ручной гранатомёт «Карл Густав», которым до сих пор пользуются военные, и постоянно работает над новыми проектами. А последним из них является боевая авиационная система FCAS, включающая в себя и самолёты, и ударные беспилотники.


Самолёт один, а задач много

Истребители F-35./ Фото: topwar.ru

Истребители F-35./ Фото: topwar.ru


В своё время развитие технологий самолётостроения привело к неожиданному эффекту: практически все страны отказались от разработки и производства штурмовиков и лёгких бомбардировщиков. Конечно, их до сих пор используют, ведь техника сама по себе полезная, но вот выпускать новые никто не спешит. Вместо этого на истребительную авиацию возложили новые обязанности, благо современная техника позволяет наделить их новыми, очень широкими возможностями. На текущий момент истребитель может вести высокоманевренный воздушный бой, вести разведку, дистанционно атаковать воздушные цели и выполнять бомбардировку. Его даже можно использовать для запуска высокоточных крылатых и тактических ракет. Истребитель стал универсальным боевым самолётом, способным выполнять множество задач.

Истребители FА-18./ Фото: fandom.com

Истребители FА-18./ Фото: fandom.com


Вот только истребитель один, и его тактические возможности на поле боя ограничены. Одни задачи он не может выполнить самостоятельно, на другие же у него не остаётся времени. К примеру, он не может нанести одновременные удары по нескольким целям и, конечно же, не может находиться в нескольких местах одновременно. Истребителю требуется универсальный помощник, с которым можно будет координировать совместные действия, причём не один. Эта мысль давно не даёт покоя военным в разных странах, а способ её реализации нашёлся в неожиданной области – среди беспилотных систем. Современные дроны уже выполняют множество военных задач, а под управлением искусственного интеллекта даже не нуждаются в присутствии оператора. Вот инженеры и придумали новый способ их использования – как дополнительный инструмент для истребителей. Даже компания Saab начала работать в этом направлении и представила свой концепт – ударный беспилотный летательный аппарат.

Ударный помощник

С-70 «Охотник»./ Фото: overclockers.ru

С-70 «Охотник»./ Фото: overclockers.ru


В принципе, шведская компания не очень оригинальна в своём начинании, подобные планы уже озвучивались. В частности, российский истребитель пятого поколения Су-57 в итоге должен получить возможность удалённо управлять ударным беспилотником. Насколько известно, им может стать уже известный и опробованный в боевых действиях ударный дрон С-70 «Охотник». В свою очередь, компания Saab собирается работать в этом же направлении. Главным же звеном проекта станут истребители пятого поколения.

Совместное использование БПЛА и истребителя./ Фото: voenkom.ric.mil.ru

Совместное использование БПЛА и истребителя./ Фото: voenkom.ric.mil.ru


Причина тому простая – наличие интеллектуальных технологий. Новейшие истребители оснащены современной техникой и могут легко выполнять множество задач, например, они в состоянии одновременно отслеживать многочисленные цели, определять их тип и назначать приоритет в зависимости от текущей ситуации. Бортовая система может самостоятельно решать, какие из них стоит поразить в первую очередь, чтобы истребителю не был нанесён урон. Для управления же всем этим используется искусственный интеллект, поскольку пилот-человек не в состоянии быстро анализировать весь объём информации и своевременно реагировать на множество угроз во время воздушного боя. Именно для ИИ выделяется ключевая роль управления беспилотниками.

Концепция современного использования самолёта./ Фото: key.aero

Концепция современного использования самолёта./ Фото: key.aero


Хоть эту информацию и получили из третьих рук (сделал это один из военных блогеров, просмотревший презентацию), а все ключевые детали были опущены, из неё всё-таки можно сделать несколько интересных выводов. Во-первых, беспилотные летательные аппараты будут использоваться в качестве дополнительного умного оружия и как разведчики. Они смогут наносить ракетно-бомбовые удары по выявленным целям, а то и вовсе будут превращаться в ракету, имея на борту солидную боевую часть. К тому же с их помощью можно будет вести аэроразведку и собирать информацию о расположении войск противника и систем обороны. Количество одновременно используемых дронов неизвестно, но, скорее всего, это будет рой.

Макет беспилотника в аэродинамической трубе./ Фото: twz.com

Макет беспилотника в аэродинамической трубе./ Фото: twz.com


Во-вторых, сами беспилотники будут построены по тем же принципам, что и истребители, да и двигатели на них будут стоять такие же, турбореактивные. По-другому просто нельзя, иначе беспилотник не будет успевать за истребителем и окажется бесполезным. Вооружение, скорее всего, будет аналогичным. В-третьих, беспилотники до места своей работы чаще всего будут доставляться, а не лететь туда самостоятельно, поскольку радиус их действия явно будет меньше, чем у самолёта, ведь он не сможет нести на себе достаточное количество топлива в ущерб вооружениям. В качестве средства доставки может выступать не только сам истребитель, но и грузовой самолёт или военный корабль. В таком случае их превратят в передвижную базу для беспилотных летательных аппаратов.

Макет шведского беспилотника./ Фото: twz.com

Макет шведского беспилотника./ Фото: twz.com


В-третьих, реактивный беспилотник собираются оснастить так же, как и истребитель, то есть он получит технологии малозаметности, собственную радиолокационную станцию и прочее оборудование. По всей видимости, немалую его часть вообще собираются делать из высокопрочных композитов, поскольку одним из методов изготовления указана 3D-печать. Правда, когда это будет и будет ли вообще, неизвестно.

Россия уже успела построить тяжёлый реактивный беспилотник С-70 «Охотник», теперь же осталось только встроить управление им в бортовую систему Су-57.


Обратите внимание:







1102
4.01.2025 14:19
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё