По мере развития технологий и роста промышленного производства человек стал нуждаться во все более совершенных и производительных инструментах. Сегодня без помощи огромных машин не обходится ни стройка, ни добыча полезных ископаемых. При этом для решения наиболее сложных задач приходится привлекать к выполнению работы настоящих великанов. Каждый из них является лучшей иллюстрацией того, что для инженерного гения человека не существует никаких преград кроме законов физики.
1. Самый большой автокран
Лучшая машина. /Фото: YouTube.
Долгое время титул самого большого колесного крана принадлежал немецкому Liebherr LTM 11200-9.1 с грузоподъемностью 1.5 тысячи тонн и максимальной длиной стрелы 100 метров (без удлинения). Однако, в 2012 году немецкий автокран смогли обойти супермашины из Китая. Причем китайцы сделали сразу два крана превосходящих по своим параметрам немецкого коллегу. Тем не менее, самым большим до сих пор остается ZACB01 с грузоподъемностью в 2 тысячи тонн и протяженностью стрелы без удлинения в 106 метров. Его ближайший брат, китайский XCA5000 поднимает до 1.6 тысяч тонн и вытягивает стрелу на 105 метров.
2. Самый большой гусеничный кран
Самый большой гусеничный кран. /Фото: lift-teh.ru.
Долгое время самый большой гусеничный кран также принадлежал немцам. Однако и в этой области тевтонский инженерный гений был превзойден китайской конструкторской мыслью. Еще в 2011 году в КНР показали новейший Sany SCC9800TM. Эта огромная махина на двух здоровенных гусеницах способна вытягивать стрелу на 216 метров и поднимать грузы массой до 4.5 тысяч тонн. Для лучшей наглядности добавим, что при такой грузоподъемности SCC9800TM мог бы оторвать от земли примерно 3 тысячи «средненьких» седанов.
3. Самый большой бульдозер
Самый большой в своем роде. /Фото: pinterest.com.
Самым большим бульдозером на сегодняшний день остается творение японского машиностроения - Komatsu D575A-3 SD. Эта 152-тонная 11.7-метровая строительная машина приводится в движение 1 150-сильным дизельным двигателем. Японский бульдозер имеет отвал шириной 7.4 и высотой 3.6 метра. Справедливости ради стоит отметить, что бульдозеры крупнее D575A-3 SD на планете все-таки есть. Однако, упомянутая машина «Komatsu» до сих пор остаётся самым большим серийным бульдозером в мире. Производится сей шедевр инженерной мысли аж с 1981 года.
4. Самый большой экскаватор
Самый большой экскаватор родом из Германии. /Фото: flickr.com.
Самым большим экскаватором на сегодняшний день остается немецкий Bagger 288. Машина была создана в конце 1970-х годов и существует в единственном экземпляре. Применяется 288-ой для добычи минеральных богатств Земли. Весит горнодобывающая установка 13.5 тысячи тонн. Габариты экскаватора составляют 235х96х46 метров. Передвигается при помощи 16 двигателей, которые приводят в движение 12 здоровенных гусениц. При этом ползает экскаватор, мягко говоря, не быстро, максимальная скорость – 0.6 км/ч.
5. Самый большой самосвал
Отличная машина. /Фото: drive2.ru.
Самым большим серийным карьерным самосвалом на сегодняшний день остается творение Белорусского автомобильного завода - БелАЗ-75710. Это полноприводная двухосная машина с грузоподъемностью в 450 тонн. При этом 76710-му до сих пор принадлежит рекорд Гиннеса по абсолютной грузоподъемности среди самосвалов – 503.5 тысячи тонн. Что интересно, родилась уникальная машина во многом благодаря глобальному экономическому кризису и резкому падению рентабельности горнодобывающего бизнеса. Создавался здоровенный БелАЗ в первую очередь для того, чтобы максимально сократить издержки на транспортировку. Считается, что на нынешнем уровне развития технологий 75710-ый обладает максимально возможной грузоподъемностью.
6. Самый большой погрузчик
Серьезная машина. /Фото: drive2.ru.
Самый большой серийный колесный погрузчик появился на свет опять-таки благодаря японским конструкторам. Называется уникальная машина LeTourneau L-2350. А ее создателями выступают инженеры уже упомянутой компании «Komatsu Limited». В свое время погрузчик попал в книгу рекордов Гиннеса как самый большой землеройный движитель. Применяется L-2350 в первую очередь для добычи полезных ископаемых (открытым способом). В движение погрузчик приводится 2 300-сильным мотором и может поднимать за раз нагрузку от 360 до 400 тонн.
7. Самый большой проходческий щит
Другой такой нет. /Фото: esa.int.
Иронично, но проходческий щит, мягко говоря, не самая известная разновидность строительных машин. Хотя, с результатом работы этих установок миллионы людей сталкиваются буквально каждый день спускаясь в метро. В отличие от другой специальной техники, проходческие щиты не слишком нуждаются в погоне за размером. И все же абсолютный рекордсмен есть и среди них. Самой большой бурильной установкой на сегодняшний день остается американская «Берта» (названа в честь первой женщины-мэра города Сиэтла - Берты Лэндс). Правда, проектированием и строительством щита занимались японские специалисты из компании Hitachi Zosen. Создана и доставлена в США проходческая машина с диаметром буровой головки 17.5 метров была еще в 2013 году. До этого самый большой проходческий щит с диаметром около 15 метров принадлежал Германии.
8. Самый большой трактор
Серьезная машина. /Фото: wallpapers.com.
Самый большой серийный сельскохозяйственный трактор был создан американской компанией «Challenger Tractor». Появилась машина в начале 2000-х и называется Challenger MT975E. В движение стальной помощник приводится 600-сильным 16.8-литровым двигателем. При полной массе в 27 тонн MT975E обладает грузоподъемностью в 15 тонн. Этого вполне достаточно для установки на великана любого существующего на сегодняшний день сельскохозяйственного оборудования. Примечательно, что несмотря на солидную массу, здоровяк вышел достаточно резвым. На целине может разгоняться до 40 км/ч.
9. Самый большой гусеничный транспортер
Таких существует два. /Фото: wikipedia.org.
Один из самых больших гусеничных транспортеров был построен в США для обслуживания нужд космической программы. Существует «Сrawler-transporter» в двух идентичных экземплярах. Первую машину зовут «Франц», вторую - «Ханс». Обе были построены специалистами компаний «Bucyrus» и «Marion Power» в начале 1960-х годов. За каждый из транспортеров американским налогоплательщикам пришлось выложить баснословные по тем временам 14 млн долларов. Максимальная скорость движения этих махин составляет всего 1.6 км/ч. Зато, каждая из «черепашек» способна отвезти куда скажут до 5 тысяч тонн полезной нагрузки. И это при том, что сама грузовая платформа весит еще 3.75 тысячи.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, зачем советским кораблям на палубе большие шары, и что под ними находилось.