Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0
Разное    



У каждого рода деятельности человека есть собственная история. А так как время не стоит не месте, то огромное количество профессий, которые ещё вчера были актуальными и активно применяемыми, сегодня оказываются уже не нужными, оставаясь в далёком прошлом. Впрочем, это совсем не значит, что о них больше не стоит говорить, ведь во многом именно они помогли сделать мир таким, каким мы его знает. Вашему вниманию пятёрка архаичных профессий, которые ушли в историю.


1. Бурлак


Та самая профессия со знаменитой картины Ильи Репина. /Фото: wikipedia.org

Та самая профессия со знаменитой картины Ильи Репина. /Фото: wikipedia.org


Бурлаков знают многие из тех, кто интересуется отечественной историей и искусством, ведь представители именно этой профессии были изображены на одном из самых известных полотен Ильи Репина. Более того, там же отмечена и основная географическая локализация данного рода деятельности - среднее течение Волги. Ключевой функцией бурлаков являлось протягивание вверх по течению реки так называемых расшивов - относительно небольших, особенно по нынешним меркам, грузовых судов.

И, говоря о трудности этой работы, прежде всего, стоит отметить, что именно произведение Репина «Бурлаки на Волге» стало причиной формирования в обществе стереотипа, мол, эта профессия - чрезвычайно тяжёлое занятие, на которое согласятся только те, кто больше не имеет каких-либо возможностей заработать, то есть, как самый крайний вариант. Вот только такая постановка вопроса относительно популярности бурлацкого дела не имеет ничего общего с действительностью.

Напрасно этот род деятельности считают таким уж каторжным. /Фото: author.today

Напрасно этот род деятельности считают таким уж каторжным. /Фото: author.today


Чтобы получить более правдоподобное понимание о сущности и сложности труда бурлаков, достаточно ознакомиться с мнением самих представителей профессии и их современников. Например, свои воспоминания об этой работе оставил бывший бурлак Владимир Гиляровский. И вот он, на протяжении многих лет в буквальном смысле протянувший лямку, ничего такого уж сверхтяжёлого в этом роде деятельности для жителя позапрошлого века не видел.

Конечно, за этой работой пролетало очень много времени, потому что работать приходилось с раннего утра до захода Солнца. Однако трудились не просто на свежем воздухе, а с отличным питательным пайком, что было совершенно логично и сопровождалась хорошим питанием - ни один владелец перевозимого груза не был заинтересован в физически слабых и постоянно голодных бурлаках, которые будут плохо работать. Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп.

Мужчины-бурлаки конца 19 века. /Фото: author.today

Мужчины-бурлаки конца 19 века. /Фото: author.today


А если сравнить условия работы бурлаков с представителями других массовых профессий того времени, то они даже выиграют у тех же фабричных рабочих: так, первым приходилось трудиться по 16 часов в день, а остальное время они частенько проводили в своих рабочих цехах за сном, света белого не видя. А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше. Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл.

Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность. К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate.ru, в течение одного рабочего сезона, который длился в среднем 6–7 месяцев, у бурлаков была возможность откладывать от зарплаты суммы в районе 10 рублей, а в те времена для неграмотного крестьянина такая сумма была просто колоссальной.

Группа женщин-бурлачек за работой. /Фото: nn.aif.ru

Группа женщин-бурлачек за работой. /Фото: nn.aif.ru


История бурлацкой деятельности закончилась, само собой, с развитием технологий: профессия стала морально устаревать с проникновением в судоходство судов с паровыми двигателями, которые уже сами могли передвигаться вверх по течению реки. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно. На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году.

2. Тряпичник


Василий Перов. «Парижские тряпичники». /Фото: wikipedia.org

Василий Перов. «Парижские тряпичники». /Фото: wikipedia.org


Мало кто вообще знает о существовании столь занятной профессии в прошлом, представители которой назывались тряпичники. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло.

Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. /Фото: poznavatelno.net

Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. /Фото: poznavatelno.net


Бум популярности работы тряпичником пришёлся на позапрошлое столетие, потому что они выполняли роль заменителей знакомых современному человеку системы вывоза мусора. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи. Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни. Именно из-за их вида в обществе появился стереотип, что тряпичниками становится представители маргинальной части обывателей.

Тряпичники считались маргиналами и бедняками. /Фото: relicrecord.com

Тряпичники считались маргиналами и бедняками. /Фото: relicrecord.com


Правда, в реальности профессия тряпичника предполагала при должной работоспособности неплохую прибыль: оказывается, среднестатистический представитель данного рода занятий мог зарабатывать как минимум 10 рублей в месяц, то есть весьма значительные деньги. А если у тряпичника находилась предпринимательская жилка, он мог скопить даже определённое состояние. Впрочем, если говорить о рекордсменах по доходам среди тряпичников, то это были перекупщики. Деятельность тряпичников была такая актуальная и прибыльная в своё время, что они нередко собирали отходы не только по собственной инициативе, а ещё работали после заключения полноценных контрактов, например, на ярмарках, занимаясь оптовой скупкой.

Выглядели неопрятно, а зарабатывали неплохо. /Фото: fishki.net

Выглядели неопрятно, а зарабатывали неплохо. /Фото: fishki.net


Профессия тряпичника начала исчезать в прошлом столетии, когда получило активное развитие промышленности, а всё потому, что для работы последней требовались промышленные же масштабы для осуществления массового производства. В результате вещи стали намного дешевле и разнообразнее по ассортименту, а потому старый хлам, собранный без сортировки обыкновенным человеком, быстро стала морально устаревшей. А со временем правительство ряда европейских стран и вовсе запретили этот род деятельности на официальном уровне.

3. Крючник


Не существующий ныне вариант портового грузчика. /Фото: vk.com

Не существующий ныне вариант портового грузчика. /Фото: vk.com


В первую очередь, нужно уточнить, что под термином «крючник» можно подразумевать сразу два рода деятельности на отечественных просторах: первыми были фактически ранее упомянутые тряпичники, только занимавшиеся сортировкой купленной ветоши, применяя крючок. Но куда более интересными были другие люди, называвшиеся тем же понятием, а промышляли они деятельностью грузчиков, работавших на перевалке корабельных грузов. Причём локализация у них была довольно узкой - это Поволжский регион. Но был и своеобразный центр их работы в виде города Рыбинска - по информации редакции novate.ru, в пиковые годы там крючниками работали около 3 тысяч человек.

Рыбинск - центр работы крючников. /Фото: livejournal.com

Рыбинск - центр работы крючников. /Фото: livejournal.com


Крючники были очень востребованными в регионе, поэтому, наравне с бурлаками объединялись в артели. Кроме того, среди них была своего рода внутренняя дифференциация по специализации. Так, одна часть профсоюза работала на поднятием грузов из трюма на палубу, другая - именно та, что работала с крючком - занимались забросом мешки себе на спину и транспортировкой их на другой корабль, а третьим был человек, именуемый «батырем», занимаясь руководством процесса погрузки мешков. Отличие работы крючников от других грузчиков состояло в том, что они переносили грузы с корабля на корабль, не перенося их на берег.

Любой поволжский порт имел собственные артели профессиональных крючников. /Фото: livejournal.com

Любой поволжский порт имел собственные артели профессиональных крючников. /Фото: livejournal.com


Отдельного внимания, бесспорно, заслуживает организация оплаты труда крючников. А работала она следующим образом: как только оканчивалась погрузка, им платил не сам хозяин груза, а подрядчик, фактически монополизировавший найм этих людей. Но суммы за столь нехитрый, но довольно тяжкий труд, были немаленькие: крючник мог заработать до 5 рублей в день. Вот поэтому они считались своеобразной элитой среди наёмных трудяг. Но, конечно, минусы это профессии были эквивалентны заработку: их деятельность слишком сильно сказывалась на здоровье крючников, поэтому они имели множество хронических заболеваний, а в средних годах почти все имели инвалидность.

Крючник, конец 19 века. /Фото: wikipedia.org

Крючник, конец 19 века. /Фото: wikipedia.org


Профессия крючника, хоть и была очень долго актуальной, также не смогла устоять перед временем. А вытеснила их, как можно предположить, техника: как только появились автоматические погрузчики, деятельность крючников в оригинальном понимании оказалась не нужна. Впрочем, окончательно данный род деятельности не исчез совсем, а сумел трансформироваться исходя из новых условий. Сегодня можно также встретить своего рода наследников крючников, которыми оказались докеры.

4. Чумак


Одно из популярнейших занятий в Российской империи. /Фото: livejournal.com

Одно из популярнейших занятий в Российской империи. /Фото: livejournal.com


В дореволюционную эпоху чумаков было много, ведь это занятие считалось одним из наиболее актуальных и почитаемых на просторах Российской империи. Ключевой деятельностью этих людей была перевозка различных грузов по челночным маршрутам с севера на юг и в обратном направлении. Но чаще всего их знают по своему самому известному грузу, как доставщиков соли, но также они нередко перевозили зерно и древесину. Работали они группами, объединяясь в полноценные караваны из повозок с навьюченными волами. Последних, кстати, выбирали неслучайно: они были достаточно выносливыми и сильными, чтобы переживать столь долгий путь.

Полотно Ивана Айвазовского «Волы на перешейке», 1860 год. /Фото: greentour.dn.ua

Полотно Ивана Айвазовского «Волы на перешейке», 1860 год. /Фото: greentour.dn.ua


К слову, чумак - это не просто перевозчик и оборотистый купец. Оказывается, в XVI – XVIII веках территория Причерноморья была малозаселённым регионом, известным в исторических документах и картах под топонимом «Дикое поле» - такая ситуация сложилась потому, что в этот район регулярно набегали крымские татары, то кочевники вроде ногайцев. А значит, что ограбления грузовых караванов были привычной действительностью. Вот поэтому чумакам нужно было обладать ещё и боевыми навыками.

Чумаки - это не только торговцы, но и умелые воины. /Фото: vk.com

Чумаки - это не только торговцы, но и умелые воины. /Фото: vk.com


Караваны чумаков, перевозившие огромные по размерам грузы, двигались верно, но довольно медленно. Поэтому в один сезон им приходилось производить несколько подходов к перевозке туда-обратно. Впрочем, даже три-четыре рейса в несколько месяцев не мешали чумакам отлично заработать. Подтверждают это сохранившиеся документы, которые подтверждают, что даже самые недоходные чумаки, владевшие до десятка возов, были намного богаче своих соотечественников, занимавшихся традиционными крестьянскими занятиями.

Чумацкий воз в современной музейной экспозиции. /Фото: wikipedia.org

Чумацкий воз в современной музейной экспозиции. /Фото: wikipedia.org


Но чумацкий промысел, бывший популярным и уважаемым занятием на протяжении нескольких веков, также не выдержал проверку временем. Причём происходить это стало намного раньше, чем у вышеупомянутых профессий: чумаки были вытеснены за пределы настоящему времени с момента появления и развития железных дорог: чем больше распространялась сеть поездов, тем сильнее уменьшались масштабы работы перевозок волами.

5. Ямщик


Те самые архаичные извозчики. /Фото: fofoi.ru

Те самые архаичные извозчики. /Фото: fofoi.ru


В отечественной литературе именно эта профессия находила отражение довольно часто, поэтому о ямщиках знают немало. А ведь историю этого занятия официально отсчитывается с феномена гоньбы: специфической государственной натуральной повинности, заключавшейся в обязанности крестьян заниматься транспортировкой почты либо пассажиров на своих лошадях по приказу чиновника или аристократа. Причём в рамках гоньбы им приходилось заниматься этим совершенно бесплатно, так что нет ничего удивительного в том, что выполнение крестьянами данной повинности отличалось, мягко говоря, недобросовестностью.

Ямщиков и на картинах рисовали. /Фото: 100-faktov.ru

Ямщиков и на картинах рисовали. /Фото: 100-faktov.ru


Ситуация получила прогресс уже в XVIII столетии - тогда власти поняли, что необходимо навести порядок в этой деятельности. И подход к этому вопросу оказался комплексным: сначала ямщиков выделили в особую профессиональную прослойку, что дало им возможность не просто получать постоянную плату за перевозку почты или людей, но даже обзавестись землями для обработки. Ямщики постепенно стали формировать целые городские районы в плане заселения. В частности, именно так появилось обилие названий Тверская-Ямская в той же столице.

Русский ямщик 19 века. /Фото: fishki.net

Русский ямщик 19 века. /Фото: fishki.net


Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. Так, к примеру, на вокзальных станциях частенько наблюдалась нехватка лошадей, но как только пассажир или подрядчик был готов приплатить, то они тут же находились. Кроме того, если маршрут был длинными или сложным, пассажиропоток по ним большой или перевозка почты имела сложности, то это также поднимало конечную сумму. Довольно занятной статьёй дохода ямщиков было развлечение пассажиров во время поездки - например, они пели песенки, и брали за это чаевые.

Ямщики всегда знали, как подзаработать сверху. /Фото: rbth.com

Ямщики всегда знали, как подзаработать сверху. /Фото: rbth.com


Ямщики, как и ранее упомянутые представители чумацкого промысла, оказались бессильными перед научно-техническим прогрессов в виде развития сети железных дорог. В итоге как только масштабны проезда поездов стала расти, то перевозчики на лошадях начали стремительно сокращаться, то есть со второй половины XIX столетия ямщиков становилось всё меньше. Однако, справедливости на это ушло больше чем полвека - в особо отдалённых местах людей этой профессии можно было встретить даже в начале ХХ века.

Интересное видео с нашего канала:



В дополнение к теме: 5 профессий, приправленных риском, но за которые хорошо платят


Обратите внимание:







3824
3.09.2023 18:16
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё