После окончания Второй мировой войны в Швеции всерьез задумались о создании своего собственного реактивного истребителя. Министерство обороны хотело получить универсальную воздушную машину, способную обеспечить защиту шведского неба в первую очередь от бомбардировочной авиации. В 1947 году появился первый шведский истребитель на реактивной тяге - Saab 21R. Спустя год появился дневной реактивный истребитель Saab 29 Tunnan, который в последствии будет принят на вооружение ВВС североевропейского государства. Были и другие ранние реактивные машины, однако ни одна из них в полной мере не удовлетворяла запросов военных.
Истребитель СААБ 29. |Фото: mavink.com.
А шведские военные хотели для своего времени по-настоящему прорывную машину. Самолет должен был иметь возможность действовать в любое время суток и при любых подобных условиях, а также при этом управляться одним человеком. Сначала минобороны требовало истребитель, способный разгоняться до 1.4-1.5 Маха (около 1.7 тысяч км/ч), а спустя некоторое время требования и вовсе выросли сначала до 1.8 Маха, а затем до 2 Маха. Самолет должен был использовать всю возможную номенклатуру пушечного и ракетного вооружения, должен был уметь садиться на автомобильные шоссе, быть простым в освоении, а время полной заправки и вооружения истребителя не должны были превышать 10 минут. Были, конечно же, и другие узкотехнические требования к машине…
СААБ 35 Дракон. |Фото: pinterest.com.
Удивительно, но создать машину, максимально соответствующую пожеланиям военных, у шведов все-таки получилось. В 1952 году первый полет совершила прототип машины, которая спустя три года станет известна как Saab 35 Draken. Самолет стал во многом прорывным. Машина сразу же бросалась в глаза благодаря использованию необычного треугольного крыла двойной стреловидности. Столь нетипичная форма фюзеляжа была обусловлена попыткой конструкторов максимально вписать самолет в пожелания заказчика. Для Западной Европы Saab 35 Draken стал первым настоящим сверхзвуковым истребителем. Самолет стал одной из самых быстрых машин своего времени. В годы холодной войны шведам удалось путем модернизаций довести скорость 35-го до 2.2 Маха. Также «Draken» стал первым в мире самолетом, на котором была выполнена фигура высшего пилотажа «Кобра» (вторым стал советский МиГ-21).
Маневр Кобра. |Фото: ya.ru.
Для своего времени Saab 35 оказался машиной как минимум не уступающей по совокупности характеристик советским и американским истребителям. При этом в отличие от самолетов США и СССР времен холодной войны, «Draken» получил ограниченное распространение. Помимо самой Швеции, в список крупных операторов 35-го вошли такие страны как Финляндия, Дания и Австрия. Общий тираж составил 651 машину. При этом на вооружении европейских стран модификации 35-го оставались вплоть до 2005 года. Большой интерес к необычному самолету в годы холодной войны проявляли и в Советском Союзе. Еще в 1950-ые годы внешняя разведка страны Советов смогла полностью заполучить проект «Draken» благодаря полковнику ВВС Швеции Стигу Веннерстерёму.
Стоял на вооружении до 2005 года. ¦Фото: Pinterest.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, как получилось, что советские истребители Су-27 отправились искать нефть для США.