Сразу после взлёта./ Фото: pinterest.com
Авианосец больше похож на плавучий аэродром, чем на обычный корабль, и в его работе есть очень много особенностей. Даже самолёты взлетают с него весьма странным образом, а иногда кажется, что они вот-вот рухнут в море. При этом у внимательного наблюдателя, увидевшего несколько стартов, возникает закономерный вопрос: почему самолёты сразу после взлёта стараются как можно быстрее уйти в сторону?
Плавучий аэродром
Авианосец USS Gerald R Ford./ Фото: rbc.ru
Авианосец представляет собой огромное судно, созданное с единственной целью – выполнять роль базы для самолётов. Тот, кто в своё время придумал эту идею, был настоящим гением. С постройкой нескольких авианосцев страна получала возможности наносить удары по любой прибрежной стране, причём далеко вглубь территории. Сердце современного авианосца – энергетическая установка на ядерном топливе, а длительность плавания ограничена лишь запасами воды и продовольствия. Получается, что авианосец может приблизиться к побережью под прикрытием ударных кораблей, систем противовоздушной обороны и подводных лодок, а потом наносить удары по противнику на глубину до двух-трёх тысяч километров крылатыми ракетами, планирующими бомбами и прочим вооружением.
Лифт на авианосце./ Фото: defense.gov
Главной трудностью было построить инфраструктуру для обслуживания истребителей, самолётов-разведчиков и вертолётов. В неё вошли склады с боеприпасами, цистерны с топливом, ремонтные мастерские и многое другое, но самой большой проблемой стала взлётно-посадочная полоса.
Кто не взлетел, тот упал
Взлет с авианосца./ Фото: pinterest.com
Нельзя изменить тот факт, что для взлёта истребителю нужен разбег, но даже на палубе авианосца слишком мало места, чтобы обычный самолёт смог набрать необходимую для взлёта скорость. Конструкторам пришлось попотеть, чтобы создать палубные модификации истребителей. Они даже пытались разработать самолёты с вертикальным взлётом и посадкой, но из-за своей конструкции те имели два больших недостатка – уменьшенные радиус действия и грузоподъёмность, поскольку расход топлива был огромным, а вес двигательной установки увеличился.
Взлет с авианосца./ Фото: goodfon.ru
Чтобы хоть как-то помочь самолётам набрать высоту, взлётную полосу удлинили далеко за пределы палубы и расположили её под углом. Подобный трамплин, безусловно, помог делу, но взлётная полоса всё равно оказалась слишком короткой. Взлетающий самолёт, конечно, отрывался от палубы, но его полёт нельзя было назвать стабильным. Ему элементарно не хватало скорости, и в некоторых случаях это явно видно, когда самолёт сразу после отрыва от ВВП опускался ниже её уровня.
Свалившийся за борт F-35C Lightning II./ Фото: yahoo.com
В такой ситуации можно легко потерять управление, оказаться в воде и утонуть вместе с машиной. Лётчики пытались удержаться в воздухе, поэтому избегали всего, что могло им помещать. В число возможных помех также попадают потоки турбулентности, которые создаёт самолёт своими двигателями. И следующий взлетающий истребитель вполне мог попасть в турбулентность, созданную предыдущим.
Неизвестно, кто именно придумал этот манёвр, но он используется и зарубежными лётчиками, и российскими. Как только взлетевший истребитель начинает набор высоты, он забирает в сторону, чтобы не создавать помехи для следующего самолёта. Вряд ли кто-то собирал статистику, но этот простой манёвр наверняка спас не одну жизнь и сохранил много боевых машин.
Авианосцы – самые большие среди современных военных кораблей, но они не несут никакого вооружения, да и защита у них слабовата. Тем не менее они приносят большую пользу.