Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Несправедливо забытый мотоцикл Второй мировой, разработанный одним из создателей «Тигров» и «Пантер»



Когда речь заходит о военной технике, то в первую очередь в сознании обывателей всплывают грозные танки, изящные самолёты, чудовищные пушки и гаубицы, приземистые бронетранспортёры и резвые бронеавтомобили. Куда реже вспоминают об армейских грузовиках и автомобилях. А уж о мотоциклах говорить и вовсе не приходится! И зря, ведь как раз-таки среди последних в контакте армейского транспорта время от времени попадаются весьма интересные образцы. Одним из таких является немецкий Sd.Kfz. 2 «Kettenkrad» времён Второй мировой войны.


Разработана машина была в 1940 году.

Разработана машина была в 1940 году.


Казалось бы, чего может стоить какая-то откровенно «стрёмная» мотоколяска на фоне нормального грузовика или артиллерийского тягача? Однако, здесь впору вспомнить притчу о Давиде и Голиафе. В иных условиях и такая кроха – незаменимый боец. Тем более, что конкретно в случае с Sd.Kfz. 2 внешность этого неказистого транспорта обманчива. С технической точки зрения Sonderkraftfahrzeug 2 – это полугусеничный мотоцикл-вездеход. Кстати, название транспортника «Kettenkrad» переводится с немецкого всего лишь как «цепное колесо». И надо сказать, своё прозвище эта машина оправдывает в полной мере. Первоначальным заказчиком «двойки» стали военно-воздушные силы Третьего рейха.

Стал верным помощником самой мрачной армии.

Стал верным помощником самой мрачной армии.


Разработка арийского «красавца» была доверена изобретателю и конструктору Хайнриху Эрнсту Книпкампу. Кстати, именно Генрих Книпкамп в дальнейшем прославится как один из создателей ходовой части для таких танков, как «Тигр» и «Пантера». На конструирование вездехода потребовалось меньше года, после чего в 1940 началось серийное производство мотоцикла в стенах завода автомобильной компании NSU Motorenwerke. Проектировался «Kettenkrad» в первую очередь для нужд парашютистов люфтваффе и горнопехотных егерских частей в качестве компактного артиллерийского тягача. По этой причине руководство немецких ВВС жестко требовало от Хайнриха соблюдения требований по массе и габаритам полугусеничного мотоцикла. Так, Sd.Kfz. 2 должен был без лишних проблем помещаться в грузовой отсек транспортного Junkers Ju 52.

Оставил только хорошие впечатления.

Оставил только хорошие впечатления.


Мотоцикл управлялся одним человеком, имел габариты в пределах 3х1х1.2 метра и приводился в движение 4-цилиндровым 36-сильным Opel Olimpia 38. Запас хода «цепного колеса» по паспорту достигал 260 км по шоссе и 175 км по целине. При этом максимальная скорость мотоцикла на дороге могла достигать 62 км/ч, а на пересечённой местности – 40 км/ч. На практике заявленные показатели почти всегда оказывались гораздо скромнее. Однако, в случае с гибридным мотоциклом это было не важно, так как любили в немецкой армии «Kettenkrad» совершенно другое качество – грузоподъемность. Формально грузоподъемность мотоцикла составляла 325 кг. На практике это означало, что позади водителя Sd.Kfz. 2 могло расположиться ещё два бойца в полном снаряжении. Де-факто, Sd.Kfz. 2 справлялся и с куда более тяжелыми грузами, исправно демонстрируя производительность гораздо выше заявленной.

Версия для разведки.

Версия для разведки.


Даже при 500 кг нагрузки «Kettenkrad» продолжал движение без особых проблем и последствий для конструкции. Хорошо известны случаи, когда 36-сильный тевтонский малыш буксировал по взлётно-посадочной полосе тяжеленые самолёты! Уже первые испытания этой машины произвели на немецких военных неизгладимое впечатление. Причём армейцам крохотный тягач понравился даже больше, чем первоначальным заказчикам в лице парашютистов и егерей. Неудивительно, что уже в ходе Великой Отечественной войны большая часть Sd.Kfz. 2 будет использоваться именно вермахтом. По воспоминаниям немецких солдат, в условиях советской распутицы и зимы этот мотоцикл оказывался просто незаменим.

Мотоцикл не знал преград.

Мотоцикл не знал преград.


Маленький оккупант прошёл с немецкими войсками всю войну от «самого длинного дня» до красных знамён над Рейхстагом. Обречённый на верную службу своим мрачным создателям, «Kettenkrad» оставил у немецких солдат, переживших войну только хорошие впечатления. Использовался мотоцикл для самых разных нужд начиная от транспортировки вооружений и боеприпасов, заканчивая эвакуацией раненных. Особенно его полюбили в войсках связи Третьего рейха, где Sd.Kfz. 2 применялся в качестве инженерной машины: для этого на «Kettenkrad» устанавливалась тяжеленая катушка с кабелем. Ограниченно мотоцикл использовался и в качестве боевой разведывательной машины, для чего его дополнительно оснащали пулемётом.

Нашёл себя и в мирной жизни.

Нашёл себя и в мирной жизни.


В общей сложности в Германии было выпущено более 9.4 тысяч таких вездеходов. При этом официальных «бумажных» данных о количестве этих машин в сухопутных силах не сохранилось. Формально большая часть вездеходов находилась в ведомстве люфтваффе. После окончания войны Sd.Kfz. 2 нашёл себя и в мирной жизни. Полугусеничные мотоциклы этой модели выпускались вплоть до 1949 года. А оставшиеся экземпляры «Kettenkrad» применялись в сельском и лесном хозяйстве двух послевоенных Германий вплоть до 1980-х годов. На сегодняшний день по объективным причинам «двоек» почти не осталось из-за чего они представляют огромную коллекционную и музейную ценность.

А вот интересное видео с нашего канала - куда и почему из российских рек и озер почти полностью исчезли осетровые рыбы



В продолжение темы читайте про 8 мифов об оружии, навязанных кино и играми.

Обратите внимание:

0
2082
Версия для печати