Многие люди, которые жили в Советском Союзе, должны помнить этот грозный грузовик. «Шишига» выглядела как массивная машина, способная перевозить на себе большое количество груза. Но как такой транспорт создавался и почему в итоге таких грузовиков почти не осталось?
Прототипом ГАЗа-66 является один из американских мини-грузовиков Dodge WC 51/52, полученных в результате ленд-лиза. У данной модели были существенные плюсы. Большой размер транспорта позволял сделать эффективный тяговый транспорт. Также его могли использовать для передвижения высших офицерских чинов и для санитарных нужд. Второй Мировой война закончилась, потом началась «холодная». Этот переход способствовал тому, что такая техника в СССР стала постепенно пропадать.
Первая модель ГАЗ-62 / Фото: pulse.mail.ru
На замену лендлизовскому грузовику хотели сделать ГАЗ-62. Его можно было нагрузить весом до 1,2 тонны. Данная модель получилась намного лучше, чем его предшественник ГАЗ-69, который инженеры разрабатывали параллельно. У этого грузовика была лебедка и кузов, расположенный бортом В плане эксперимента инженеры даже устанавливали на ГАЗ-69 восемь колес.
ГАЗ-62 же мог вместить в себя 9 человек, к которым добавлялись водитель и пассажир на переднем сидении. Для 1950-х годов такая разработка была отличной. Но специалисты из министерства обороны страны резко поменяли курс развития и 62 модель ушла в прошлое. Профессиональные специалисты готовят концепцию аэротранспортабельного грузовика, у которого будет отсутствовать капот.
Армейский грузовик ГАЗ-62 / Фото: carakoom.com
Новой разработкой инженеров стал УАЗ-451. Он практически заменил старый ГАЗ-62. Советские специалисты потеряли несколько лет, но постарались разработать грузовик, который уже больше был похож на «Шишигу». Основным недостатком стало то, что транспорт было сложно поместить в транспортный самолет. Чтобы устранить этот недостаток, инженеры проворачивают трюк. Они берут и размещают кабину прямо над осью, находящейся в передней части автомобиля.
Многие военные эксперты того времени не представляли, что войны будущего будут проводиться преимущественно с использованием мин и СВУ. Тогда ГАЗ-62 стараются уменьшить в габаритах и грузовик становится больше похожим на военный кабриолет. Эксперты сравнивали данную модель уже не с лендлизовским Dodge WC 51/52, а с немецким Unimog. В редких случаях специалисты даже производили технические испытания, чтобы сравнить такие транспортные модели.
Сравнение ГАЗ-62 и немецкого Unimog / Фото: uazbuka.ru
Но эти два грузовика сравнивать невозможно. Ведь если ГАЗ-66 разрабатывался исключительно для военных и боевых задач, то немецкая машина была предназначена в основном только для гражданских целей и даже больше напоминала трактор.
Но при производстве ГАЗ-62 советское руководство было им не сильно довольно, хотя и дало согласие на запуск производства. На тот момент уже произвели 69 моделей и ГАЗ-62 сумел попасть в список «Отечественных автомобилей», где его могли использовать в сельской местности. Модель под номером 62 оказалась не самой удачной. Машину без капота даже не захотели сохранить в музеях и отказались от нее. Но следующий вариант под номером 66, был намного лучше, чем предыдущий. ГАЗ-66 впоследствии принесет большую славу Горьковскому заводу.
Александр Просвирнин и его чертежи / Фото: auto.yuga.ru
В 1957 году отцом ГАЗ-66 становится Александр Дмитриевич Просвирнин. Какие же новшества привнес опытный конструктор в военный тягач? Машина сразу же увеличивается в размерах, все из-за того, что появился новый транспортный самолет АН-12, который мог вместить в себя уже большие грузовики. Специалист намного увеличивает удельную мощность машины - до 33 лошадиных сил. Такой показатель являлся чуть ли не рекордным для серийных грузовиков. Это стало возможным благодаря 8-ми цилиндровому мотору ЗМЗ-66. Его мощность достигала 115 л/с.
Грузовик также получает хорошую проходимость. Это достигалось за счет того, что в транспорт сумели внедрить межколесные самоблокирующиеся диффузоры повышенного трения. Их установили на обоих осях. Также на проходимость хорошо влияла и централизованная система подкачки шин грузовика. Стоит отметить, что идею самоблокирующихся колес советские инженеры сумели взять у немцев, еще во время войны. Немного ее доработав, решили устанавливать на наш транспорт.
Знаменитая советская «Шишига» / Фото: rally36.ru
Настоящий серийный ГАЗ-66 появился уже первого июля 1964 года. По прошествии пяти лет машина получает знак качества от самых опытных инженеров. Но некоторые эксперты критично относились к этому грузовику. Особенно когда увидели его испытания на полигоне и отметили, что у ГАЗ-66 есть тень ржавчины, которая появляется из-под знака качества. В 1971 году такой же знак качества получает и ЗМЗ-66 работающий на бензине.
Для десантных войск существовал свой вариант грузовика с подписью Б. Его кабина складывалась вровень с деревянными бортами кузова. Также можно было опустить спинки сидений. Эта конструкция была первой в мире, аналогов не существовало. ГАЗ-66Б мог выдерживать большие перегрузки до 9g. Такая версия грузовика позднее уже будет не нужна, ведь начинают появляться самолеты ИЛ-76 и АН-22, которые смогут легко вмешать в себя большие машины.
Советский грузовик ГАЗ-66 / Фото: drive2.ru
Характерный вид всем знакомой «Шишиги» сделал профессиональный дизайнер Лев Михайлович Еремеев. Ему поставили задачу, которая состояла в том, чтобы обеспечить хороший обзор водителю. На первых моделях были изогнутые боковые стекла, но военные руководители СССР сказали заменить их на характерные окна, похожие на форточки. Это и стало одной из изюминок грузовика.
ГАЗ-66 быстро завоевал популярность среди военных. Он легко вытеснил предыдущую модель ГАЗ-63 и стал главным транспортом в советской армии.
Но слава грузовика начинает угасать в процессе афганской войны. Тогда стало понятно, что грузовик ест много топлива - до 30 литров на 100 километров. Также многие водители жаловались на сложность управления огромной машиной. Все это поставило крест на судьбе легендарного ГАЗ-66. В 1999 году произвели последний экземпляр и закрыли конвейер.
На Novate.ru также есть интересный материал про первый гражданский советский «рамник».