В самый разгар Великой Отечественной войны немецкие танки стали похожи на вафли. Нет, дело было отнюдь не в том, что немецкие танки принялись хорошенько «прожаривать». Просто бронетехника Германии стала рифлёной благодаря нанесению на ее поверхность специальной краски. Немецкие танкисты терпеть его не могли из-за сложности нанесения. Что же это за вещество такое было, и зачем оно предназначалось?
Вернер фон Браун показывает начальству достижения в строительстве чудо-оружия. |Фото: ya.ru.
В 1942 году сумрачный тевтонский гений искал новые способы уничтожения советской бронетехники. Модернизированные «IV-ки» и новенькие «Тигры» — это было, конечно, очень хорошо, но хотелось чего-то простого, дешевого и при этом достаточно эффективного. В частности, армия хотела получить какое-нибудь ручное противотанковое средство для пехоты. Немецкие конструкторы и химики почесали затылки, поковырялись в носах и придумали штуку под с не выговариваемым названием «Hafthohlladung». Это была магнитная кумулятивная мина.
Обещали чудо-ракеты, а сделали унылую магнитную мину. |Фото: letsgophotos.ru.
Предполагалось, что такие мины пехота сможет ставить на советские танки. Фиксировалась на стальном борту бронемашины коварная штуковина при помощи магнитов. Идея была классной, а вот исполнение… В общем магнитные мины в реальных условиях и при тогдашних технологиях не особенно-то магнитились на танки, особенно мокрые и грязные. В войска магнитная мина пошла, но какой-то особой роли на фронте не сыграла. Тем более, что «Hafthohlladung» стремительно морально устарела после появления в Третьем рейхе первых ручных противотанковых гранатометов.
Немецкие химики колдуют над новым вундерфаффе. |Фото: letsgophotos.ru.
И хотя «Hafthohlladung» была штукой сомнительной, немецкие военные начали волноваться, что оружие такого рода могут начать использовать в Советском Союзе. Кто знает, возможно «коммунистические» магниты на минах будут работать в 2.5 раза эффективнее! Ну, или русская грязь двулично займет просоветскую позицию и сделает исключение в законах физики для орд красноармейцев-камикадзе, ползущих на «Тигры» с одними только магнитными минами в руках! Шутки-шутками, но немцы серьезно боялись перспектив развития данной технологии другими странами. И надо отметить, были не так уже неправы. В СССР магнитная противотанковая мина действительно разрабатывалась, однако широкого распространения также не получила по тем же причинам: сложность крепления в реальных условиях и неоправданно высокий уровень опасности для бойца-минера.
Стали наносить в 1943 году. |Фото: kenta2222.com.
Правда, немцы не были бы немцами, не реши они подстраховаться. И раз уж у нас есть магнитная мина, то неплохо было бы изобрести и антимагнитное покрытие для техники. Сказано – сделано: в 1943 году берлинская химическая компания Chemische Werke Zimmer & Co представила вещество под названием «Zimmerit». По сути циммерит – это краска или точнее специальная мастика, которая наносится на металлическое изделие и увеличивает расстояние между металлом и магнитом, снижая тем самым свойства последнего. Для большой эффективности циммерит следует наносить специальным образом, так чтобы получалось рифление. Поэтому покраска танков антимагнитной пастой была тем еще занятием, даже при наличии специального «зубатого» шпателя. Когда состав высыхал, сверху танк красили обычной краской.
Использовали до 1944 года. ¦Фото: ya.ru.
Состоял циммерит из 40% сульфата бария, 25% поливинилацетата, 15% пигмента охры, 10% наполнителя (чаще всего опилки) и 10% сульфата цинка. Наносить антимагнитное покрытие на танки Рейха стали в середине 1943 года. Однако, уже в октябре 1944 от него отказались. Произошло это из-за того, что магнитными минами в годы войны практически не пользовались так, как это предполагалось изначально. Кроме того, без обработки паяльной лампой циммерит высыхал 8 суток! Обработка паяльной лампой сильно ускоряла работу, но в этом случае для полного высыхания машины все равно требовались почти сутки.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, что больше всего озадачило советских инженеров в трофейном «Королевском Тигре».