Военная журналистика в годы Второй мировой войны была одним из важнейших направлений в пропаганде: изобличение преступлений противника, воодушевление и мотивация собственных войск. Военкоры выезжали на фронт, чтобы снимать видео и делать фотографии, которые затем шли в публицистические пропагандистские фильмы, в архивы в качестве наглядных свидетельств и в газеты в качестве иллюстративного материала. Одним из таких фотоснимков и был знаменитый «Комбат», точнее должен был стать.
Кто сделал фотографию, и какая у нее была судьба?
Альперт с фотографией Комбат. /Фото: mylove.ru.
Фотография была сделана в 1942 году в ходе боев на территории УССР (Южный Фронт) рядом с селом Хорошее военным корреспондентом Телеграфного агентства Советского Союза – Максом Владимировичем Альпертом. Военкор фотографировал бойцов 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии незадолго до ухода в контратаку. Уже после начала боя, находясь на командном пункте, журналист услышал о том, как по рации передали, что в одном из подразделений убили комбата. Именно так и родилось название знаменитой фотографии с изображением красноармейца, поднимающего за собой в атаку соратников по оружию с пистолетом ТТ в руке.
Выдающийся советский фотограф. /Фото: tass.ru.
Любопытно, что в военные газеты фотография «Комбат» так и не пошла. Долгие годы она пролежала в личном архиве Макса Владимировича, пока все-таки не была опубликована в газете «Правда» в 1974 году к очередному Дню Победы. К этому моменту Альперт уже не очень хорошо помнил обстоятельства, при которых был сделан снимок. Тем не менее, советская общественность захотела узнать, кто же был запечатлён военкором в 1942 году.
Кто скорее всего изображен на снимке?
Скорее всего это Алексей Еременко. /Фото: Twitter.
На фотографии запечатлён советский комиссар, младший политрук Алексей Гордеевич Ерёменко из 220-го стрелкового полка 4-й стрелковой дивизии 18-й армии. Украинец по национальности. Родился Алексей Гордеевич 18 марта 1906 года в селе Терсянка Екатеринославской губернии в многодетной семье рабочих. С 14 лет трудился на железной дороге и заводе. После Гражданской войны пошел в комсомол и вскоре стал руководителем ячейки, проявив свои организаторские способности и умение управлять людьми. Во время коллективизации был направлен в колхоз в Запорожской области. Сначала занимал должность бригадира, затем парторга, а незадолго до войны стал председателем колхоза.
По мотивам фотографии создан памятник. /Фото: warfiles.ru.
На момент 1941 года имел бронь от призыва, так как являлся партийным работником и организационным специалистом. Несмотря на это Алексей Гордеевич записался на фронт добровольцем. В РККА попал на должность комиссара сначала 247-й стрелковой дивизии, а затем уже неоднократно упомянутой 220-й. После войны журналисты газеты «Правда» приложили немало усилий, чтобы установить личность знаменитого «Комбата» с фотографии Альперта. Все близкие, родные и односельчане сразу же узнали молодого Алексея Гордеевича на фотографии.
Особый интерес родственников к фотографии был еще по причине того, что похоронку на Алексея Ерёменко они получили в 1943 году, при этом в ней сообщалось, что мужчина пропал без вести еще в январе 1942. При этом снимок был сделан в июле 1942 года. В любом случае комиссар 220-го погиб в день создания фотографии и ныне похоронен у села Хорошее в братской могиле.
Почему многие склонны считать, что фото постановочное?
Настоящие не постановочные фото редко бывают пафосными. /Фото: art-apple.ru.
Многие люди склонны считать, что фото «Комбат» является постановочным. На это указывают некоторые косвенные детали снимка. Например, походное снаряжение бойцов, крайне удачный ракурс и момент снимка. Не совсем понятно, как военкор мог сделать подобную фотографию в боевых условиях. Конкретно непонятно, где он (журналист) должен был находиться в боевом порядке, чтобы поймать настолько удачный кадр. Увы, ее создатель Макс Владимирович умер в 1980 году и уже не сможет поведать о подробностях той истории.
Почему «постановочность» военных фотографий на самом деле неважна?
Конечно, удачные кадры бывают и без постановки. /Фото: waralbum.ru.
Неважна она по двум причинам. Первая – примерно треть всех военных фотографий, сделанных военкорами, является постановочными снимками сделанным уже после боя. И касается это не только советских журналистов, но и военных журналистов остальных стран, участвовавших в войне. Все потому, что подобные снимки делаются для газет и носят воодушевляющее-пропагандистский характер. А сделать красноречивый и пафосный снимок в реальном бою практически невозможно. Достаточно посмотреть видео хронику для того, чтобы осознать, насколько скоротечно мгновение и неприятна глазу неожиданная смерть человека попавшая на пленку.
В конечном итоге всего это не важно, все эти люди совершили подвиг. /Фото: ВКонтакте.
Вторая – то, что часть снимков является постановочными не умоляет факта героизма ни военных корреспондентов, ни комиссаров, ни солдат и командиров Красной Армии. Все перечисленные гибли сотнями, отдавая жизни на алтарь победы. В этом отношении история комиссара Алексея Гордеевича Еременко является исключительно показательной и идет вразрез с укоренившимся стереотипом о вечно пьяном политработнике, отсиживающемся в блиндаже и прячущимся за спинами подчиненных.
В продолжение темы читайте про «котобой»: что представляет из себя легендарная СУ-100 и почему у нее были слишком плохие швы.