В середине 1970-х годов воздушные силы Советского Союза начали работу над техническим заданием к новому военно-транспортному самолету. Окончательный вариант требований и пожеланий был сформирован отечественными ВВС ко второй половине 1980-х. Серьезные коррективы в проект перспективного самолета внес советский опыт применения военно-транспортной авиации в ходе Афганской войны. В 1986 началась активная фаза разработки. Проект был доверен ОКБ Антонова.
1. «Сделай мне хорошо!»
Заказывая новый самолет, военные опирались на опыт Афгана и других локальных конфликтов. |Фото: aviaforum.ru.
Формируя техническое задание ВВС страны Советов, в первую очередь хотели получить в свое распоряжение транспортный самолет, способный осуществлять подъем в небо с коротких земляных ВПП. Машина должна была демонстрировать высокую скорость движения как на взлете, так и на посадке. Кроме того, военные требовали оснастить транспортник надежной защитой от переносных зенитно-ракетных комплексов. На этом список требований к самолету не заканчивался. Машина должна была обладать крейсерской скоростью около 0.8 Маха (954.6 км/ч), при этом быть еще и достаточно экономной с точки зрения расхода горючего. И конечно же, военные требовали, чтобы в новый транспортник влезала любая подвижная техника Военно-воздушных сил и Сухопутных войск.
Работу доверили антоновцам. |Фото: ВКонтакте.
Не то, чтобы советские военные просили от конструкторов невозможного… Просто как и почти любое другое техническое задание, запрос на новый транспортник выглядел для советских конструкторов в духе: «Не знаю, как у тебя именно это получится, но сделай так, чтобы получилось!». Забегая вперед, нужно признать, что не по всем характеристикам Ан-70 «попал в яблочко». Тем не менее за работу команда «антоновцев» как и всегда взялась с большим энтузиазмом. Главным конструктором на проект был назначен В.П. Теплов, в то время как общее руководство программой разработки осуществлял П.В. Балабуев. Дело в руках (и головах) советских конструкторов горело, и уже в 1991 году в столице УССР был заложен первый Ан-70. На крылатую машину возлагались большие надежды, но произошел распад Советского Союза.
2. Тернистый путь Ан-70 в никуда
Новый Антонов появился на свет в момент распада СССР. |Фото: myskillsconnect.com.
На фоне краха некогда общей экономики и начавшегося разрушения производственно-технологических связей между предприятиями разработка Ан-70 сильно осложнилась. Будущее проекта оказалось под вопросом. Тем не менее, теперь уже украинские конструкторы продолжали работу над Ан-70. В июле 1993 года разработку транспортника фактически спасла Россия. Страны-соседки подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве в области разработки перспективной машины. И как несложно догадаться, именно Россия должна была стать первым и главным покупателем новеньких Ан-70.
Серьезная машина. |Фото: milphoto.ru.
Разработка продолжилась, и уже в декабре 1994 года новый «Антонов» впервые поднялся в небо. Полет прошел успешно. Стало окончательно понятно, что новому самолету быть! Однако, уже в феврале 1995 произошла трагедия. В ходе испытаний Ан-70 потерял управление и столкнулся с самолетом сопровождения Ан-72. В ходе инцидента погибли все летчики-испытатели, находившиеся на борту новенькой машины. Само собой, разработку это не остановило. Выявленные недостатки были оперативно устранены «антоновцами», а в 1997 году был создан еще один самолет этой же модели. Как и в лучшие времена ОКБ «Антонова», в ходе испытания новеньких Ан-70 было установлено сразу несколько рекордов: шесть мировых и пятнадцать национальных. Главным же достижением нового военного транспорта стал подъем 55-тонной нагрузки на высоту более 7.3 км.
Проект двух стран обещал подарить миру один из лучших транспортников. |Фото: myskillsconnect.com.
Сотрудничество двух стран по Ан-70 активно развивалось. Через год после описанных выше событий главы государств России и Украины официально заявили о том, что Ан-70 и Ан-70Т поступят на вооружение обеих стран. Спустя еще четыре года Россия и Украина пополам разделили ответственность за проект в случае появление проблем на производстве. Однако, «недолго музыка играла». Почти сразу после этого между партнерами где-то пробежала черная кошка. В 2005 году Украина отказалась финансировать проект. В 2006 Россия официально заявила о прекращении своего участия в разработке и производстве Ан-70. В 2009 году появились новости о том, что вооруженные силы Украины все-таки купят несколько «Антоновых», а спустя год командующий российским ВДВ В.А Шаманов не исключил, что Россия все-таки может купить несколько десятков украинских самолетов в рамках программы перевооружения. В 2011 году Россия приобрела первый Ан-70, после чего о возвращении в проект объявила и Украина.
Российско-украинский самолет мог бы затмить Аэробус А400М. |Фото: aeronef.net.
Спустя 1.5 года обе страны приступили к летным испытаниям Ан-70. Однако, серийному выпуску новеньких «Антоновых» так и не было суждено начаться… Жирную точку в программе поставили события 2013-2014 годов. Обострение отношений между федерацией и республикой привело к разрыву всякого военно-технического сотрудничества между государствами. Все заказы были отменены. Последний оставшихся Ан-70 поступил на вооружение Украины. В 17-ом году украинцы заявили о намерении продолжить работы уже как над самолетом Ан-77. Однако, едва прошло три года, от идеи открестились за невозможностью ее реализации. Так разногласия между странами похоронили один из наиболее перспективных военно-транспортных самолетов XXI века, способным потягаться с известным Airbus A400M.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 4 вида вооружений, которые китайцы позаимствовали у СССР и России, не спросив разрешения.