Только в учебных самолетах. /Фото: news.pn.
В летном деле существует термин, который звучит как «полет под шторкой». Что означает данное устойчивое выражение? Действительно ли в самолете, в кабине пилота есть какие-то загадочные шторки? Если да, то для чего они нужны. Попытаемся ответить на все эти вопросы. Благо, никакого секрета в профессиональном жаргоне летчиков нет.
Многие люди согласятся с выражением о том, что «у природы нет плохой погоды». Те же, кто с этим не согласится, с высокой долей вероятности по своей профессии будет летчиками военной или гражданской авиации. Рейсы и маршруты самолетов достаточно сильно зависят от метеорологических условий. Очень часто из-за погоды рейс может быть и вовсе отменен. Об этом знает каждый, кто регулярно пользуется данным видом транспорта. Вот только военные летчики в этом плане почти исключение.
Бывает вот такой купол. /Фото: yandex.net.
Все потому, что они должны уметь летать и выполнять поставленную перед ними задачу не только в ясную погоду, но также в сложных, в том числе почти экстремальных метеорологических условиях. Совершенно очевидно, что управлением боевой машиной – это далеко не то же самое, что управление грузовым или пассажирским самолетом. Само собой, никаких суперманевров, фигур высшего пилотажа и ведения боя в сложных условиях не будет, если военный летчик не обладает должны набором навыков. Как же их получить?
Получить их можно всего один способом – заниматься соответствующей подготовкой на учебно-боевых машинах. Благодаря ей летчики учатся выполнять маневры и поставленные тактические задачи в том числе при отсутствии визуального контакта.
Примечание: во время сильной облачности, грозы или дождя летчику становится крайне сложно ориентироваться в пространстве и визуально распознавать линию горизонта. Специально для этого в самолете имеется огромное количество аппаратуры, помогающей ориентироваться вслепую.
Ходят по приборам. /Фото: pinterest.ru.
Что же касается «шторки», то она действительно есть, но только в учебно-боевых машинах. Это специальный пластиковый или тканный купол, который частично или полностью закрывает голову летчика в шлеме, тем самым затрудняя визуальный контакт. Делается это для симуляции плохой погоды, чтобы пилот-ученик «не подсматривал» вокруг, если на самом деле нет ни облачка. Из-за шторки пилот может ориентироваться только по приборам.
Вариация шторки для гражданских пилотов мелкомоторной авиации. /Фото: pinterest.ru.
Примечание: на всякий случай в учебно-боевых самолетах всегда сидит офицер-инструктор, который всегда готов взять управление машиной на себя. Все как в автошколе!
В продолжение темы новейший самолет «Flying-V», который может перевернуть авиастроение с ног на голову и не только.