Lockheed SR-71 Blackbird – самый быстрый самолет в мире. | Фото: nationalinterest.org.
С того момента, как появилась авиация, военные летчики мечтают летать быстрее всех и выше всех. И некоторым из них выпадает такая возможность. В их распоряжение оказываются самолеты, которые кроме как суперкрутыми и не назовешь. Едва взглянув на сверхсекретные летательные аппараты «Леди Дракон» и «Черный дрозд», становится понятно, что это особенные машины для специальных операций. Подробнее о них – далее в обзоре.
Советская атомная программа – лакомая информация для американских разведчиков. | Фото: politdigest.ru.
После окончания Второй мировой войны между СССР и США началась конфронтация, известная как «Холодная война». К середине 1950-х годов политическая обстановка накалилась еще больше. Разработка атомной бомбы в СССР и появление средств ее доставки по воздуху очень взволновали руководство Соединенных Штатов.
Сухой вес самолета Lockheed U-2 составляет около 7 тонн. | Фото: tecmundo.com.br.
В это время по указанию Центрального разведывательного управления (ЦРУ) началось проектирование сверхвысотного самолета-разведчика. В 1955 году американская машина, получившая название Lockheed U-2, впервые поднялась в воздух. А уже в следующем году американские пилоты совершили первый полет над СССР.
Летчик в высотном костюме возле крыла самолета-разведчика Lockheed U-2. | Фото: pinterest.com.
Фотоснимки ракетных позиций, снятые самолетом Lockheed U-2 над Кубой, 1962 год. | Фото: photochronograph.ru.
На тот момент это был самый высотный самолет в мире. U-2 поднимался вверх на 21 километр и мог лететь со скоростью до 850 км/ч. Таким образом, летчик за штурвалом самолета-разведчика мог проникнуть вглубь СССР и заснять на фотопленку все «интересные» объекты. Именно благодаря полетам U-2 американцы узнали численность советской ядерной авиации, обнаружили космодром Байконур. А после очередной миссии над Островом Свободы начался Кубинский кризис.
Полет Lockheed U-2 обычно проходит на большой высоте. | Фото: theaviationist.com.
Линзы крутой фотокамеры, установленной на самолете-разведчике Lockheed U-2. | Фото: theaviationist.com.
Основным «оружием» самолета является сложнейшая фотокамера, которая снимает местность под самолетом на ширину 150 километров по фронту. При этом с высоты 18 километров можно различить объекты менее метра в длину.
На протяжении нескольких лет американцы считали свой самолет абсолютно неуязвимым. Но огромная высота полета и немалая скорость были недостижимы для советских ракет только до 1960 года. Именно тогда в очередном полете была подбита машина работавшего на ЦРУ летчика Фрэнсиса Пауэрса. Тем не менее, Lockheed U-2, также известный как «Леди Дракон», до сих пор состоит на вооружении в США и используется для секретных операций.
Lockheed SR-71 Blackbird – это огромный самолет массой до 77 тонн, из которых большую половину занимает топливо. | Фото: hi-news.ru.
После скандального инцидента в 1960 году самолеты-разведчики U-2 больше не летали над СССР. Стало очевидно, что советская система ПВО способна сбивать цели практически на любой высоте. В такой ситуации оставался единственный способ избежать зенитных ракет – лететь как можно быстрее.
Уже 1962 году поднялся в воздух кардинально новый самолет, ставший идейным продолжением U-2. Lockheed А-12, или «Архангел», отличался необычностью компоновки. Машина построена по схеме «бесхвостка», где вертикальные кили конструкторы установили на стоящие в крыле двигатели.
Lockheed SR-71 Blackbird стоит возле ангара. | Фото: airandspace.si.edu.
Lockheed SR-71 Blackbird – самый быстрый самолет в мире. | Фото: aviationfigure.com.
Разглядев значительный успех модели А-12, американские инженеры Lockheed уже к 1964 году создали новый самолет. Lockheed SR-71 «Черный дрозд» поднялся в небо и сразу поставил множество рекордов. Машина разгонялась до скорости 3500 км/ч на высоте 25 километров и стала, таким образом, самой быстрой в мире. Немалое время SR-71 был абсолютно недосягаем для систем ПВО, так как летал быстрее ракет.
Дозаправка Lockheed SR-71 в воздухе. | Фото: tested.com.
Взлет Lockheed SR-71 на фоне заката. | Фото: vova-modelist.livejournal.com.
Секрет успеха Lockheed SR-71 заключается в сложной конструкции фюзеляжа из титановых деталей и невообразимых турбореактивных прямоточных двигателях. На крейсерской скорости они расходуют 600 литров топлива в минуту, поэтому каждый вылет «Черного дрозда» заранее тщательно планируется. Выполняя разведывательную задачу, самолету приходится каждый час сбрасывать скорость и стыковаться с летающим танкером.
Летчики, летавшие на «Черном дрозде», заслуженно считались элитой. | Фото: tested.com.
Пилоты Lockheed SR-71 Blackbird одеты в специальные высотные костюмы. | Фото: ru.wikipedia.org.
Благодаря технологии «стелс», когда самолет находится на максимальной высоте, его практически невозможно засечь. Помимо сбора секретной информации и полетов над странами соцблока SR-71 Blackbird проводил разведку в небе над Вьетнамом. Из 800 ракет «земля-воздух», выпущенных по «Черному дрозду», ни одна не попала в цель.
Самолеты-разведчики SR-71 Blackbird использовались с 1964 по 1999 год. Из 32 построенных экземпляров 12 были потеряны, но ни один не был уничтожен противником. Полеты «Черного дрозда» пришлось остановить из-за дороговизны проекта и появления более дешевых космических спутников.
Тем не менее, любители авиации до сих пор с восторгом воспринимают 10 самолетов, которые способны оглушить своей скоростью.