Те, кто регулярно путешествует железной дорогой, могли стать свидетелями интереснейшего зрелища: по путям несется тепловоз, из выхлопных труб которого вырывается не только дым, но и столбы пламени. Увидев такое впервые, в сознании человека возникает целый букет риторических вопросов. На два наиболее важных и актуальных из них мы и попытаемся ответить. Итак, почему же такое вообще происходит с тепловозами и настолько подобного рода происшествия опасны для окружающих?
Серьезная проблема, но не очень. /Фото: tmhpro.ru.
Большинство современных тепловозов оснащена классической дизельной установкой, которая в процессе работы направляет отработанный газ из цилиндров в турбокомпрессоры. Оттуда он устремляется в выпускные коллекторы и только потом вырывается через выхлопную трубу в открытую атмосферу. При этом именно турбокомпрессор является одним из важнейших элементов всей этой конструкции. Оказавшись в нем, отработанный газ вращает колесо турбины, которое приводит в движение компрессор, забирающий воздух из атмосферы и нагнетающий его в выпускные коллекторы. Все это позволяет увеличить мощность дизельной установки. Но как говорится, есть один нюанс.
Популярная проблема. /Фото: pikabu.ru.
Дело в том, что в процессе работы в турбокомпрессор попадает не только отработанный газ, но и небольшие частички смазки, а в некоторых случаях еще и капли горючего. Конечно, специально на такой случай в выпускной системе дизельной установки предусмотрены специальные дренажные отверстия. Вот только для исправной работы последних двигатель нужно регулярно обслуживать должным образом, что как показывает практика, делается далеко не всегда. Так, в условиях забитых дренажных отверстий масло и несгоревшее топливо медленно, но верно скапливаются в турбокомпрессоре и выпускном коллекторе. Рано или поздно этого осадка становится слишком много.
Опасности для окружающих нет. /Фото: YouTube.
И вот в роковой момент машинист решает увеличить мощность силовой установки, что ведет к резкому повышению температуры в выпускных коллекторах. В какой-то момент в них становится настолько горячо, что скопившиеся «запасы» горючих материалов наконец воспламеняются! В исключительных случаях воспламенение может произойти и без резкого увеличения мощности двигателя, если в выпускной коллектор или турбокомпрессор попадет случайная искра. Так или иначе, остатки масла и топлива вспыхивают, что в большинстве случаев приводит не только к активному дымлению тепловоза, но и к появлению языков пламени из труб силовой установки.
Может взорваться двигатель. Но такое бывает не часто. /Фото: railgallery.ru.
При этом у многих граждан уже наверняка успел созреть главный вопрос: насколько такое происшествие опасно для поезда и окружающих? Скажем так: языки пламени из выхлопной трубы – это внештатная ситуация. В целом такое считается ненормальным, так как подобное ЧП потенциально чревато определенными последствиями для тепловоза. Если закоксованность силовой установки окажется слишком сильной, то начавшийся в турбокомпрессоре или выпускном коллекторе пожар может стать причиной взрыва двигателя. Однако, подобные случаи все-таки астрономически редки. И чаще всего устранить проблему получается «экстремальным» методом: как можно больше увеличить мощность двигателя, чтобы сжечь все накопившиеся горючие отложения.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 8 лучших маршрутов для автомобильного туризма осенью 2024 года.