Прогуливаясь вдоль железнодорожных путей, можно заметить, что на некоторых из участков полотна, помимо основных рельсов, установлены еще какие-то дополнительные. Как правило, они имеют небольшую длину и находятся между основными рельсами железной дороги. Далеко не каждый знает о том, что это за конструкция такая и какую функцию на железной дороге выполняют дополнительные внутренние рельсы.
Железной дороге без 2 лет 200 лет! |Фото: name-scan.ru.
На сегодняшний день в мире насчитывается 1.374 млн километров железнодорожных путей. В XIX и первой половине XX века произошел резкий взлет железнодорожного строительства, в результате чего на пике протяженность ж\д путей превышала отметку по некоторым оценкам в 4.8 млн километров! Падение популярности железной дороги в первую очередь связано с развитием других видов транспорта: появлением автомобилей, авиации, а также выходом судостроения на новый уровень в XX веке. Другая причина сокращения количества зелёных дорог во многих странах западного мира и бывшем СССР – продолжающаяся деиндустриализация многих стран. Однако, несмотря на почти 4-кратное сокращение протяженности железной дороги не стоит обманываться – данный вид транспорта продолжает играть огромную роль.
Увы, как и любой транспорт железная дорога отнюдь не безопасна. |Фото: bezformata.com.
За почти 200 лет истории железнодорожный транспорт прошел длинный путь развития от простейших вагонеток и паровых составов до высокоскоростных электрических поездов на монорельсах. При этом, как и любой другой транспорт, железная дорога увы не может похвастаться абсолютной безопасностью. Худшее, что на ней может случиться – это схождение состава с рельсов. Наиболее опасными в этом отношении участками железной дороги традиционно считаются повороты, места стрелочного перевода, а также участки перехода с одной колеи на другую. Собственно, те самые загадочные «внутренние рельсы» упомянутые в самом начале как раз и служат целям повышения безопасности железнодорожного сообщения.
Собственно контррельсы и нужны для повышения безопасности. |Фото: depo-magazine.com.
Правильное название загадочной конструкции – контррельс. В железнодорожной практике также встречаются называния «охранный рельс» и «контруголок». Приспособления такого рода выглядят как дополнительная пара рельс установленная во внутрь железнодорожного полотна. Необходим контррельс для предотвращения схождения поезда с путей, корректировки направления движения состава, а также для минимизации урона в случае железнодорожной катастрофы. Чаще всего дополнительный рельс выглядит как металлический уголок или просто дополнительный рельс, способный удержать колесо на нужно направлении, не позволяя ему отклониться.
На мостах рельсы ставят для минимизации потенциального ущерба. |Фото: livejournal.com.
В обязательном порядке охранные рельсы устанавливаются в местах резкого короткого поворота железнодорожных путей. В данном случае контррельс выступает не только средством защиты от переворачивания, но и повышает ресурс колес железнодорожных тележек за счет снижения нагрузки и угла соприкосновения. Контррельсы так же ставятся в местах стрелочного перевода для подстраховки «несущихся» составов в момент изменения направления движения.
В местах стрелочного перевода для подстраховки. |Фото: pskovrail.ru.
Еще контррельс используется в качестве средства защиты на тех участках, где осуществляется перевод поездов с одной колеи на другую (например, с советской/российской 1 520 мм на европейскую 1 435 мм). В этом случае данная конструкция выступает ограничителем движения и не позволяет продолжить движение составу с неподходящей колеей. Наконец, разновидность контррельс широко применяется на мостах в целях минимизации возможного ущерба. Если поезд соскочит с путей на мосту, то благодаря контррельсу с высокой вероятностью не перевернется, не повредит конструкцию моста или не упадет с него.
Особенно важный в местах резких поворотов. ¦Фото: wayservice.ru.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте о том, почему из окна тепловоза торчит какая-то загадочная труба.