Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Секрет скорости: чему Россия может научиться у мировых лидеров поездов



Весной прошлого года компания Siemens объявила о расторжении контракта на производство и обслуживание «Сапсанов», наших самых быстрых поездов. Суд обязал немецкую компанию Siemens исполнять свои обязательства, но, по всей видимости, этого не произойдет. Однако «Сапсаны» продолжают следовать по маршрутам Москва-Петербург и Москва-Нижний Новгород, перевозя тысячи пассажиров в день. Пока это происходит без видимых проблем.

Что принято считать высокоскоростными поездами?


Электропоезд ЭР200 развивал скорость до 210 км/ч.

Электропоезд ЭР200 развивал скорость до 210 км/ч.


Согласно классификации РЖД, высокоскоростным считается поезд, разгоняющийся свыше 200 км/ч. По мировым меркам Россия пока довольствуется малым: у нас всего 650 км путей, приспособленных под такие скорости (это участок Октябрьской железной дороги для «Сапсана»). Для сравнения: в Китае 42 000 км таких путей, а их поезда мчатся с разрешенной скоростью до 350 км/ч. Мы же на данном этапе довольствуемся планкой в 250 км/ч.

Однако так было не всегда. Оказывается, поезда, способные преодолевать отметку в 200 км/ч, были еще в СССР.

Высокоскоростные поезда в СССР



Электровагон ЭР22 с авиационным двигателем.

Электровагон ЭР22 с авиационным двигателем.


В 1970-х годах советские инженеры взялись за проекты, которые могли всё изменить в мире российских железных дорог. Одним из самых ярких проектов СССР был реактивный поезд. На крышу обычного электровагона ЭР22 установили два авиационных двигателя от самолета Як-40. В 1970 году этот гибрид, если верить слухам, разогнался до невероятных 274 км/ч, установив рекорд для широкой колеи (1520 мм). Увы, проект закрыл: шум от двигателей был не то что громким, а оглушительным. О комфорте пассажиров и говорить не приходилось.

Параллельно велась более реалистичная, но не менее важная работа над электропоездом ЭР200, способного развивать скорость до 210 км/ч. Но распад СССР поставил крест на многих перспективных начинаниях. Попытка создать собственный «Сокол-250» в нулевые так и осталась на бумаге.

Риски, связанные с импортом



Испанский «Стриж» был частью российского высокоскоростного парка до 2022 года.

Испанский «Стриж» был частью российского высокоскоростного парка до 2022 года.


Сегодня российский высокоскоростной парк – это, по сути, импортные решения. Легендарный «Сапсан» – это адаптированная версия немецкого Siemens Velaro. «Стриж» (испанский Talgo) после 2022 года был выведен из эксплуатации. А знакомая всем «Ласточка» (Siemens Desiro) и вовсе относится лишь к скоростным поездам (до 160 км/ч), но не высокоскоростным.
История с уходом Siemens наглядно демонстрирует уязвимость такой зависимости и необходимость развивать импортозамещение. Пока поезда исправно работают, но вопрос долгосрочного технического обслуживания и поставок запчастей повисает в воздухе.

«Маглевы» и другие проекты



Маглев - поезда на магнитной подушке.

Маглев - поезда на магнитной подушке.


Пока Россия решает текущие проблемы с высокоскоростным парком, мир смотрит в будущее. Абсолютный лидер здесь Китай. Помимо гигантской сети обычных HSR-дорог, Китай является единственной страной, запустившей поезд на магнитной подушке (маглев). Шанхайский маглев преодолевает 30 км до аэропорта Пудун со скоростью 430 км/ч за считанные минуты.
Следующий проект – вакуумные поезда, такие как Hyperloop Илона Маска. Идея теоретически позволяет представить (и реализовать) разгоняться поездам до 1200 км/ч. Стоит отметить, что реализация такого проекта обойдется в колоссальную стоимость и будет сопровождаться технологическими сложностями.

Тем временем мы можем наглядно увидеть самые быстрые поезда в мире уже сейчас, и это топ-3:

1. Shanghai Maglev (Китай) со скоростью 430 км/ч. Абсолютный чемпион, единственный в мире коммерческий поезд на магнитной подушке. Он соединяет шанхайский аэропорт Пудун со станцией Лунъян-лу, преодолевая 30 км за 7 минут 20 секунд. Это технологическое чудо, демонстрирующее амбиции Китая.

Maglev способен развить скорость 430 км/ч.

Maglev способен развить скорость 430 км/ч.


2. CR400 «Fuxing» (Китай) со скоростью 350 км/ч (до 400 на испытаниях). Эти поезда курсируют на ключевых маршрутах, таких как Пекин-Шанхай, и являются символом современной китайской скорости и эффективности.

Китай заслуженно занял и второе место с их CR400.

Китай заслуженно занял и второе место с их CR400.


2. ICE 3 (Германия) со скоростью 330 км/ч. Маршрут включает в себя не только Германию, но также ветку в Париж и Амстердам.

Высокоскоростной поезд Германии пользуется большим спросом из-за своих скорости и маршрута.

Высокоскоростной поезд Германии пользуется большим спросом из-за своих скорости и маршрута.


Российские высокоскоростные поезда сегодня



Высокоскоростные поезда пользуются спросом, но необходимо импортозамещение.

Высокоскоростные поезда пользуются спросом, но необходимо импортозамещение.


С одной стороны, у нас есть успешный, но зависимый от внешних поставщиков «Сапсан». С другой – богатое, но нереализованное советское наследие и понимание, что без собственных разработок в стратегически важной области далеко не уедешь. Потребность в скоростных магистралях только растет, а поток пассажиров на существующих направлениях увеличивается.

Сможет ли наша страна создать современный, конкурентоспособный высокоскоростной поезд? Ответ на этот вопрос определит не только комфорт путешествий, но и технологический суверенитет России на рельсах. Пока же наши «Сапсаны продолжают мчаться вперед, олицетворяя собой и скорость, и неопределенность.

Хотите больше интересных материалов? Обратите внимание на статью о секретном составе СССР.

Ну а если вам захочется разбавить чтение просмотром чего-нибудь интересного, обратите внимание на наш новый ролик.

А вот и он:

3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира


Обратите внимание: