Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Немецкие «Кондоры» – гроза британских конвоев в годы Второй мировой войны



На фоне грохота пушек и воя сирен в городах, настоящая шахматная партия разворачивалась над серыми просторами Атлантики. Линии снабжения Британии были похожи на тонкие нити, протянутые от новых миров к старому. И если где-то можно было подрезать эти нити, то немцы выбирали именно небо. Германский Fw 200 «Кондор» вошёл в эту историю не с маршем на параде, а с гудящим рыком моторов над океаном. Его роль в воздушно-морской охоте на британские конвои оказалась куда весомее, чем ожидали даже сами военные.


1. Гражданский в военной форме



Fw 200 «Кондор» готовится к взлету

Fw 200 «Кондор» готовится к взлету

Истоки этого хищника совсем не героические. Изначально Fw 200 строился как солидный лайнер для перелётов в Нью-Йорк и Буэнос-Айрес. Конструктор Курт Танк мечтал об элегантной гражданской машине для «Люфтганзы». В 1938 году именно такой самолёт пересёк Атлантику за чуть меньше суток, поставив жирную точку в споре о трансконтинентальных полётах. Всё шло к премиям и торжествам, но в Европе вовсю собирались тучи.

Военные быстро поняли, что дальнобойность – это валюта в любой затяжной войне. Танку пришлось превратить элегантную машину в сурового охотника. Кресла сняли, поставили баки, люки и пулемёты. Внутри салона, где должны были разносить коктейли, теперь пахло горючим и металлом.

По размерам «Кондор» не выглядел пугающим, но его размах был внушителен – почти 32 метра с длиной около 23. Полная загрузка приближалась к 22 тоннам. Он мог держаться в воздухе почти 4000 км, охватывая огромные участки океана. Другие особенности самолета:

• на носу – пушка;
• по бокам – пулемёты;
• в брюхе – до 2 тонн бомб.

Всё как полагается, только броня слабая, а фюзеляж хрупкий. Конструкция не выдерживала жёсткой посадки, и каждый полёт превращался в маленькую авантюру. Но опытные экипажи вытягивали максимум из этой машины.

Экипаж «Кондора» перед вылетом

Экипаж «Кондора» перед вылетом

Экипаж был скромный:

• пилот;
• штурман;
• стрелки;
• радист.

Иногда приходилось работать в одиночку, без прикрытия, полагаясь только на дальность, высоту и невидимость в морской дымке.

Дебют «Кондора» в боевых условиях состоялся в Норвегии. Но настоящий вкус самолёт почувствовал над Атлантикой. После падения Франции немцы получили в распоряжение аэродромы в Бордо, Нанте и Лорьяне. Отсюда экипажи улетали в долгое одиночное патрулирование над волнами.

Обнаружив караван, пилот сам решал, атаковать ли или передать координаты на подлодку. Иногда устраивали налёт, иногда вели цели, будто пастухи, направляя к ним волчьи стаи Дёница. Эта связка авиации и флота оказалась удивительно эффективной. Немцы получили инструмент не только разведки, но и точечного удара.

2. Шторм из неба



Немецкий самолет осуществляет налет на Британские острова

Немецкий самолет осуществляет налет на Британские острова

1940 год был тяжёлым для Британии. Конвои шли медленно, без прикрытия, и в этом воздушном вакууме «Кондоры» чувствовали себя хозяевами. Один только Ганс-Йоахим Кох, командир первой эскадрильи KG 40, отправил на дно свыше 40 000 тонн грузов. Его бомбы ложились точно в цель. А летели они не с большой высоты, а почти у самой воды – со 100 или 200 метров. Это не оставляло торговым судам почти никаких шансов.

Британцы с тревогой слушали донесения о потерях. В середине океана их корабли оставались без глаз в небе. И каждое появление силуэта с длинными крыльями означало, что кто-то уже считает минуты до удара. «Кондоры» наводили страх не из-за количества, а из-за невозможности дать отпор.

Эти машины не обрушивали города и не устраивали налёты на столицу, но их работа по караванам стала настоящим нервом войны. В Лондоне их называли «напастью Атлантики» – с отчаянием и без лишней поэзии. В 1941 году, по подсчётам Адмиралтейства, от этих самолётов пострадало более 100 судов. Это были не абстрактные цифры, а тонны недоставленного продовольствия, топлива и вооружений.

3. Ответный ход Британии



Британский патрульный самолет «Каталина»

Британский патрульный самолет «Каталина»

Когда удары с неба начали пробивать ощутимые дыры в британской логистике, Лондон пришёл в движение. Просто сидеть и терять по несколько судов в неделю больше не выходило. Тогда в дело пошли не только новые стратегии, но и конкретное железо. В первую очередь – эскортные авианосцы. Эти скромные корабли не блистали размером, но могли сопровождать конвои и поднимать в небо прикрытие именно там, где его раньше никогда не было.

На бортах грузовых судов тоже началась переоборудование. Появились зенитки, а значит, у «Кондоров» стало меньше шансов безнаказанно кружить над своими целями. На смену глухому отчаянию пришёл холодный расчёт. В воздухе появились долгорукие патрульники – «Каталины» и «Сандерленды». Они могли висеть над волнами часами, и охотнику стало труднее быть незамеченным.

К 1942 году рисунок боя сменился. Немецкие машины всё чаще возвращались с пробоинами, а иногда не возвращались вовсе. Новая ПВО, локаторы, прикрытие с авианосцев, истребители дальнего действия – всё это постепенно вытесняло «Кондоров» с их охотничьих маршрутов. Морская война британцев обрастала зубами.

4. Другие фронты и неожиданные маршруты



Сброс бомб с «Кондора»

Сброс бомб с «Кондора»

Атлантика была главным полем действия для Fw 200, но совсем не единственным. В Средиземноморье несколько машин работали против кораблей, направлявшихся на Мальту или шедших вдоль побережья Северной Африки. Иногда их задействовали в Арктике – на сопровождение рейдеров или разведку льдов. Здесь климат был совсем иной, но задачи всё те же – искать, отмечать, сообщать.

Бывали и более необычные задания. Некоторые «Кондоры» использовались для перевозки грузов – не картошки, а секретных пакетов и офицеров. Один из маршрутов проходил до самой Японии, через СССР и Китай. Дипломатические рейсы, в которых каждый километр был политикой, а каждый посадочный талон – шифром.

К 1943 году немецкая авиация ощутила передышку в своих амбициях. Базы во Франции стали недоступны. Люфтваффе пришлось закрывать небо над Германией, а не разбрасывать ресурсы по океанам. Вместо Fw 200 начали появляться новые машины – вроде Ju 290. Более крепкие, более современные, способные не разрушаться при посадке. Старые «Кондоры» начали понемногу уходить на второй план.

Сбитый немецкий самолет

Сбитый немецкий самолет

Но и раньше их конструкция оставляла желать лучшего. Хрупкий корпус не прощал ошибок. Запчастей не хватало. Постоянные ремонты превращали даже удачную машину в головную боль. При активной эксплуатации они быстро теряли форму и интерес у тех, кто должен был на них летать.

К концу войны эти самолёты почти исчезли из центра внимания. Остались в разведке, использовались в служебных целях, но своё главное слово уже сказали.

5. Что в итоге



Модель Fw 200 «Кондор»

Модель Fw 200 «Кондор»

В количественном плане Fw 200 не дотягивал до масштабов истребительных или бомбардировочных серий – всего около 270 штук. Но этого хватило, чтобы изменить стратегическую картину войны на море. Их появление заставило британцев пересматривать все маршруты, методы сопровождения и технику. В какой-то момент эти самолёты не только мешали вести союзникам войну, но и подрывали уверенность в том, что судно вообще дойдёт до цели.

По данным историка Дэвида Ирвинга, на каждый такой самолёт в 1941 году приходилось до 30–40 потопленных или повреждённых кораблей. Цифры спорные, но тенденция понятна – для своего времени это был серьёзный игрок, влияющий на ход кампании.

Долгие годы Fw 200 оставался в тени. Никто особо не вспоминал про этот гибрид гражданского лайнера и военного разведчика. Всё внимание было у более агрессивных собратьев – у тех, кто громил города. Но со временем интерес вернулся. Несколько уцелевших машин нашли приют в музеях. Один фюзеляж даже подняли со дна у берегов Тронхейма. Его восстановили, отреставрировали и теперь показывают публике в Берлине.

Сегодня этот самолёт – часть истории, не самой громкой, но глубокой. Он стал примером того, как технология из мирной жизни может встать на службу совсем иным целям. И хотя Fw 200 больше не бороздит небо, его силуэт по-прежнему ассоциируется с тревожной тенью, что однажды скользила над волнами.

А теперь интересное видео с нашего канала:

За что советские водители-фронтовики полюбили американский Студебекер




Интересно также узнать про 10 самых причудливых носов самолетов: функциональные и аэродинамичные.

Обратите внимание:

0
1704
Версия для печати