Общество RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Дорога из пеньков: зачем в России и СССР укладывали деревянные мостовые вместо каменных



Как известно, одной из двух главных проблем России являются дороги, и решать её приходилось регулярно. Но если сегодня эксперименты с полотном для проезда больше сосредоточены на внедрении новых технологий, то в прошлом «играли» с материалами. Так, однажды мостовые в дореволюционную эпоху решили застелить не брусчаткой или камнем, а фактически деревянными пеньками. Более того - в некоторых местах уже в советский период эта занятная технология укладки дорог тоже активно применялась.

Довольно необычный тип дорожного полотна из прошлого.

Довольно необычный тип дорожного полотна из прошлого.


История этого странного на первый взгляд концепта началась в середине позапрошлого столетия, когда в Российской империи решили придумать альтернативу традиционным каменным мостовым. Последние были сложными в укладе, ещё и сырьё становилось всё более дефицитным. Решение предложил русский инженер Гурьев, нашёдший способ, как создать дорогу из дерева, которая не будет нести с собой проблем каменной - шум при проезде и повышение скольжения при первом же дожде.

С каменными дорогами, оказывается, было много проблем.

С каменными дорогами, оказывается, было много проблем.


Самым крупным городом в имперский период, который получил деревянное дорожное полотно, был Петербург - тот же Невский проспект в итоге не одно десятилетие имел именно такое покрытие. Процесс создания этой дороги представлял собой сбор своего рода паззла из деревянных блоков, зачастую круглых, которые вбивались в грунт, а пространство между ними укрепляли специальным составом со смолами. Материалом для мостовых обычно выступала сосна, как один из самых крепких типов древесины.

Сохранившаяся часть деревянной дороги в Санкт-Петербурге, современный вид.

Сохранившаяся часть деревянной дороги в Санкт-Петербурге, современный вид.


У деревянной дороги были свои неоспоримые преимущества: во-первых, она была намного дешевле, чем каменный аналог. Во-вторых, блоки из древесины не позволяли накапливаться огромному количеству грязи при распутице. А в-третьих, проезд по ним не вызывал сильной тряски, как по традиционной мостовой. Но были и минусы: например, дерево слишком активно впитывало дурные запахи, и это амбре распространялось на всю улицу. К тому же, сильный дождь мог буквально уничтожить такую дорогу, да и срок эксплуатации мог составлять всего четыре-пять лет.

В советскую эпоху деревянные дороги тоже строили, как, например, в Мурманске.

В советскую эпоху деревянные дороги тоже строили, как, например, в Мурманске.


Именно поэтому деревянные дороги полностью вытеснить каменные не сумели, а уж составить конкуренцию асфальту или бетону точно не смогли бы. Впрочем, это не значит, что эта технология была совсем утрачена - внезапно ей нашлось место в СССР. Правда, совсем не в том виде, как в царскую эпоху: по информации редакции novate.ru, деревом прокладывали дороги в труднодоступной местности, например, рядом с лесопильными производствами, чтобы и инфраструктуру создать, и лишних затрат не понести.

Хочешь узнать больше об одной из самых известных дорог Запада? Тогда читай: Как Шоссе 66, которого давно нет на картах, стало культурным феноменом США

Обратите внимание:

0
1789
Версия для печати