Академическая квадратная шапочка стала неотъемлемой частью выпускного обряда ещё очень давно. В современном образовании она используется на церемониях выпуска из университетов и других официальных мероприятиях, а также в качестве элемента формы для преподавателей и профессоров. Она является важным символом престижа и авторитета в образовательной среде. Её происхождение уходит корнями в средние века, когда в университетах Европы стали приняты специальные одежды для профессоров и студентов.
Академические шапочки /Фото: молодежь.екатеринбург.рф
Первоначально это были просто различные части одежды, которые отличались в зависимости от статуса и уровня образования. Со временем академические шапочки стали обязательным атрибутом для идентификации выпускников и их специальностей. Квадратные академические шапочки появились в университетах Западной Европы в Средние века и изначально стали частью униформы для студентов и преподавателей. Со временем этот предмет превратился в символ научного знания и высшего образования, олицетворяя уважение к умственным достижениям и исследовательской деятельности.
Но что сделало мантии и шапочки знаковыми для завершения учебы? Их использование началось в XII и XIII веках, когда возникли первые университеты. В тот период студенты и преподаватели, среди которых было много священнослужителей, монахов и клириков, облачались в церковные одеяния. Потому, мантия и шапочка олицетворяют не только академическую традицию, но и культурное наследие, связанное с образованием и наукой, которое сохраняется до наших дней.
Мантии профессоров /Фото:zelengarden.ru
Длинные мантии с капюшонами не только указывали на их связь с духовной сферой, но и защищали от холода в ледяных университетских зданиях. Это свойство сделало академическую мантию и шапочку неотъемлемыми символами высшего образования, которые сохранились до сегодняшних дней.
В четырнадцатом веке уже появилась традиция надевать на себя пышные мантии или плащи, чтобы показать свой статус и уровень образование. В истории образования значительное влияние на учебные заведения и процесс обучения оказывали церковные институты, особенно в средние века. Университеты, возникшие в этот период, часто были связаны с католической церковью и развивались под её патронажем. Основное внимание уделялось теологии, философии и другим дисциплинам, которые имели религиозную природу.
Учебные заведения при церкви /Фото:dzen.ru
Успешные студенты и учёные обычно носили специальные одежды, отражающие их статус. Монашеские мантии и головные уборы стали символами знаний и авторитета. Одним из таких головных уборов была беретта — традиционный католический головной убор, который носили священнослужители и учёные. Беретта имела плоскую форму с угловатыми «ушками» и цвет, который мог варьироваться в зависимости от значения носителя.
Со временем беретта стала частью академической регалии, символизирующей завершение образования и достижение степени. Современные академические шапочки, используемые во время выпускных церемоний, являют собой прямое наследие беретты, подчеркивая важность образования и культурные традиции, уходящие корнями в прошлое.
Выпускники /Фото:kuhnianasha.ru
Основное отличие в одеянии священнослужителей и ученых заключалось в цвете: красный использовался для священников, а черный — для представителей науки и искусств. Таким образом, к середине пятнадцатого века возникла квадратная шапочка, ставшая символом ума и образования.
Также сказалось влияние мусульманских традиций на практику ношения квадратных головных уборов среди выпускников религиозных школ, известных как медресе. Эти уборы, помимо своего символического значения, также имели практическое применение - они были идеальной опорой для держания Корана.
Беретта /Фото:YouTube
Со временем академические квадратные шапочки стали неотъемлемой частью выпускных церемоний в университетах по всему миру. Она символизирует завершение обучения и переход в новую стадию жизни. Сегодня эта шапочка имеет особое значение не только в академическом мире, но и для многих людей, которые видят в ней символ достижения и знаний.
Неотъемлемым элементом академической формы одежды является пушистая кисточка на квадратном головном уборе, называемая «лирипип». Этот аксессуар тоже имеет глубокое символическое значение — он позволяет определить сферу деятельности человека, его успехи, и разделить студентов и выпускников, а также узнать год окончания учебного заведения. Согласно старинному обычаю, когда студент заканчивает обучение, он меняет положение ливреи, перебрасывая её с правого плеча на левое. Долгое время традиция ношения академических шапочек и мантии была символом преданности знаниям и искусству. Эти атрибуты олицетворяли уважение к образовательному процессу и стремление к высоким достижениям. В современном образовательном контексте особое внимание уделяется признакам успеха студентов. Одной из привилегий, доступных тем, кто демонстрирует выдающиеся результаты, является возможность носить более длинные кисти на своих мантиях.
Кисточка тоже имеет отдельный смысл /Фото:ru.freepik.com
Эта деталь служит не только знаком отличия, но и дополнительной мотивацией для всех студентов, напоминающей о том, что успехи могут быть вознаграждены. Более длинные кисти становятся символом преодоления трудностей, уникального подхода к обучению и стремления к самосовершенствованию.
В наше время такие наряды всё чаще воспринимаются просто как красивый элемент выпускного вечера. Многие выпускники могут и не задумываться о корнях традиции, связанной с ношением мантии и шапочки на церемонии вручения дипломов. Для некоторых это просто обязательное украшение на торжественном мероприятии, для других — важная часть ритуала, посвящающего их в выпускники. Но исторические корни этих академических атрибутов уходят в далекое прошлое.
Кембридж /Фото:carnivalstudy.ru
Старинный обычай ношения капюшона на голове уходит корнями в кельтскую культуру и практики друидов, которые ассоциировали этот элемент одежды с мудростью и высоким статусом. Первые учебные заведения, где были внедрены официальные выпускные наряды, это Оксфорд и Кембридж. С 1321 года студенты этих университетов обязаны были носить академическую форму на всех церемониях, что символизировало их стремление преодолевать трудности и добиваться успеха.
С течением времени головные уборы для выпускников претерпели значительные изменения. Наибольшую популярность приобрела академическая шапка с плоским верхом, которая является разновидностью беретты. Первые упоминания о беретте относятся к 1311 году.
Доска для смешивания растворов /Фото:joom.ru
Название «mortarboard» для академической шапочки связано с доской, использовавшейся для смешивания строительных растворов. Этот символизм также исходит из деятельности квалифицированных рабочих, в частности вольных каменщиков. Но важность этого символа не только в его историческом происхождении.
Строители прошлого были мастерами своего дела. Для того чтобы стать экспертом в кладке кирпича, требуется длительное обучение под руководством опытного мастера на строительной площадке, который передает кирпичи и раствор. В древности, когда возводились грандиозные здания, среди строительных групп существовала любопытная традиция.
Строительство стен /Фото:pixabay.club
Когда стену возводили до определённой высоты, мастер поднимался на помост, а его ученик на земле носил квадратную шапку с раствором. Это позволило ученику иметь свободные руки для передачи кирпичей мастеру. Кроме того, плащ мастера защищал его от загрязнений, когда он брал раствор с шапки помощника. Эта практика сохраняется до сих пор, и даже среди свободных каменщиков, известных как масоны, существует несколько ступеней инициации.
Перед вступлением в орден кандидат должен пройти испытание, олицетворяющее его состояние раба. Ему предстоит столкнуться с различными трудностями, прежде чем стать полноправным членом. Одним из испытаний является необходимость некоторое время держать на голове строительный раствор или влажный песок, что символизирует усилия вольных каменщиков.
Массоны /Фото:polinka.top
Но, главное знания - 5 впечатляющих университетских кампусов, в которых «грызть» гранит науки одно удовольствие