
Когда речь заходит о винтовках стран НАТО, то в первую очередь вспоминают различные американские винтовки семейства AR. Что же, М16 во всех её модификациях действительно остаётся самой распространённой штурмовой винтовкой после автомата Калашникова. Тем ироничнее, что по числу стран-операторов творение Стоунера – это далеко не самый распространённый образ западных штурмовых винтовок.

Забытая винтовка.
Как показывает практика, бельгийцы умеют хорошо делать далеко не только шоколад и вафли. Оружие у местных мастеров получается, как минимум не хуже. До сих пор местное производство стрелкового оружия остаётся одним из наиболее заметных в мире. Бельгийские (и бельгийско-американские) разработки не раз претендовали на звание главного оружия не только в странах НАТО, но и в самих США. Для наглядности упомянем несколько цифр. Автомат Калашникова – абсолютный рекордсмен по числу официальных стран-операторов. Таковых на сегодняшний день уже 106. Различные модификации АК эксплуатируются на протяжении вот уже 60 лет, а совокупный тираж Калашникова давно перевалил за 100 млн копий. Советская и российская разработка по праву забрала титул самого распространённого оружия в книге рекордов Гиннеса.

Серьезное оружие.
При этом было бы наивно полагать, что западные разработки на фоне популярности АК выглядят принципиально хуже. Многострадальные американские AR(М16), несмотря на «кислый» старт, давно исправились и завоевали немалую популярность. Сегодня винтовки и карабины этого семейства используются в 83 страны. Однако, если про горе-американца у нас знает каждый, то о его бельгийском коллеге чаще всего забывают. Так, старый-злобный FN FAL появился на свет ещё в 1954 году в эпоху становления М16 и АК. При этом используются бельгийский автомат и его модификации по сей день, а по степени распространённости винтовка честно занимает второе место после Калашникова – 92 страны. Справедливости ради, тираж у бельгийского старичка при этом гораздо меньше, чем у двух других упомянутых коллег – более 2 млн. Для сравнения, М16 вышла тиражом свыше 8 млн.

Есть достоинства.
Как уже было отмечено, разработка и становление FN FAL происходила ту самую эпоху, когда советские и американские оружейники трудились над своими собственными автоматами. Автоматические винтовки под промежуточный патрон были новым трендом. Первые попытки создания чего-то подобного специалисты FN Herstal приняли ещё в 1946 году. Главным конструктором был назначен Дьёдонне Сэв, который вскоре прославиться созданием вполне добротной «самозарядкой» FN Model 1949. Что же до FN FAL то первый прототип автомата под британские и немецкие патроны появился в том же 1949 году. И винтовка сразу же оказалась в круговороте борьбы за место на главный автомат новоиспечённого Североатлантического альянса.

Используется почти в 100 странах.
В 1950 году FN FAL прошёл тесты в США. Местные военные оказались очень довольны новым автоматом… Однако, тут же возник конфликт интересов: американцы были готовы принять FN FAL на вооружение, при условии, что винтовка будет переделана под перспективный патрон Т65 (7.62х51 мм). Ведь именно США хотели оказаться в статусе монополистов на производство боеприпасов для всего альянса. Однако, соглашение достичь так и не удалось. Поэтому FN FAL вернулся на родину, а США пришлось вооружаться винтовкой М14 собственного изготовления. Несмотря на провал в «граде на холме», в других местах FN FAL ждал успех. В 1953 году началось серийное производство автомата. Первыми на вооружение винтовку приняли в Канаде. Затем подтянулись выходцы с Туманного Альбиона. В Великобритании FN FAL стал под индексом L1 SLR. А дальне лицензии на выпуск бельгийского оружия стали покупать и другие страны Европы, а также Британского содружества.

Применяются по сей день.
Боевое крещение FN FAL прошёл во Вьетнаме, где использовался союзниками США в лице Канадцев и Австралийцев. В дальнейшем винтовка хорошо показала себя в конфликтах на Ближнем востоке, в странах Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Как уже было отмечено, FN FAL не вошёл в число поистине массовых автоматов. Однако, благодаря далеко не штучному тиражу эта винтовка всё равно систематически появлялась в горячих точках холодной войны. К 1976 году FN FAL стоял на вооружении уже 11 государств, причём с каждым годом количество операторов росло как на дрожжах. Само собой, как и любое другое оружие этот автомат имеет свои достоинства и недостатки. Однако в целом FN FAL производит на стрелков скорее позитивное впечатление.

Пользуется спросом.
Главным достоинством бельгийской автоматической винтовки остаётся солидная кучность при стрельбе одиночными на дистанцию до 1 км. Также благодаря всё-таки состоявшемуся в итоге переходу на патрон 5.56х51 мм, автомат приобрёл высокую пробивную, убойную и поражающую способность. В целом стрельба из FN FAL отличается достаточно высокой стабильностью и предсказуемостью. При этом, как и многие другие западные винтовки 1950-х годов, «бельгиец» грешит большим весом (при полной «затарке» 4.45 кг), высокой чувствительностью к загрязнению, низкой кучностью при стрельбе очередями (даже при использовании сошек). В сухом остатке FN FAL скорее можно считать неплохой автоматической винтовкой, нежели штурмовой. В качестве полноценного автомата – это оружие достаточно посредственно. Однако, высокая кучность одиночными делают FN FAL востребованным образцом в определённых кругах по сей день.
А вот интересное видео с нашего канала - Рыбный день: зачем его придумали в СССР и почему он был именно в четверг
В продолжение темы читайте про «Макаров»: что говорят американские эксперты о главном советском пистолете.
