Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 0
0
-1 0



Людям, жившим в Советском Союзе, для того, чтобы путешествовать между городами, было доступно несколько вариантов – самолеты, поезда, автобусы. А для речных пассажирских перевозок широко использовались водные транспортные средства – судна на подводных крыльях.


Широко распространены СПК были с 1960-х годов, их активное применение сошло на нет к 1990-м годам – это было время распада Союза.

Как «летали» судна на подводных крыльях



Теплоход двигался при помощи подводных крыльев/ Фото: rossaprimavera.ru

Теплоход двигался при помощи подводных крыльев/ Фото: rossaprimavera.ru

Когда такое судно шло на малых скоростях, оно не отличалось от обычного корабля, работая на том же принципе. Но когда требовалось разогнаться, подключались подводные крылья. Они создавали подъемную силу, приподнимавшую СПК над водой на небольшую высоту. Тем самым сопротивление воды снижается, а судно скользит по поверхности, разгоняясь до значительных скоростей, которые были сопоставимы со скоростью пассажирского или пригородного поезда – 50-60 км/час.

А так как рельсы для водных перевозок были не нужны, этот вид пассажирского транспорта оказался удобным и недорогим. Для пассажиров в салоне был обеспечен комфорт – не меньший, чем при перелетах в реактивном лайнере.

Где применялись эти теплоходы



Современное судно на подводных крыльях/ Фото: nversia.ru

Современное судно на подводных крыльях/ Фото: nversia.ru

Скоростной водный транспорт на крыльях – это было приоритетное производство СССР, поскольку в странах Запада чаще использовались для пассажирских перевозок суда на воздушной подушке или катамараны. Но многие страны охотно покупали советские СПК – экспорт шел в США, ФРГ, Францию, Италию и Великобританию.

Всего Союз построил до 1300 скоростных судов на подводных крыльях – это был крупнейший в мире флот такого типа. СПК ходили по самым крупным водным артериям страны – Волге, Днепру, сибирским рекам – Енисею, Оке, по озерам Байкал, Ладожскому и Онежскому.

Познакомьтесь с пятью самыми значимыми представителями этого интересного водного вида транспорта родом из Советского Союза.

1. Теплоход «Ракета» (с 1959 по 1976 год)



Было выпущено около 500 единиц теплохода «Ракета»/ Фото: sea-man.org

Было выпущено около 500 единиц теплохода «Ракета»/ Фото: sea-man.org

Пассажирский теплоход «Ракета» стал первым из серии крылатых кораблей, построенных в СССР. Его первое появление было приурочено к Московскому Международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года. Постройку СПК «Ракета» осуществлял Феодосийский судостроительный завод «Море», выпустив в общей сложности до 500 этих кораблей.

Данное плавсредство, оснащенное подводными крыльями, предназначалось для речных пассажирских перевозок между не очень удаленными друг от друга населенными пунктами, дальность его хода достигала 500 километров.

Теплоход имел возможность курсировать по руслам рек страны с выходом в водохранилища. Работали «Ракеты» на дизельном топливе, разгоняясь до скорости 60 км/час – это были очень высокие показатели для теплохода. На борт могли подняться 64 пассажира, для которых на корме была предусмотрена открытая смотровая площадка.

«Ракета» курсировала в Москве и Подмосковье вплоть до 2006 года. Списанные судна продолжали свою деятельность уже в качестве водных ресторанов или музеев. Летали «Ракеты» не только по рекам советских республик, но также отправлялись за рубеж.

2. Теплоход «Метеор» (с 1961 по 1991 год)



Судно «Метеор» ввели в строй в 1961 году/ Фото: namednibook.ru

Судно «Метеор» ввели в строй в 1961 году/ Фото: namednibook.ru

После начала использования скоростных СПК «Ракета» в качестве удобного и быстрого транспорта для пассажиров было решено создать более вместительное судно. Гражданское пассажирское СПК под именем «Метеор» было введено в строй в 1961 году. Его выпускал Зеленодольский судостроительный завод «Татарстан».

Теплоход работал на двух двигателях и имел дальность хода 600 км. Он вмещал в себя 120 пассажиров, для которых были предусмотрены, помимо удобного салона, буфет и бар – как в самолетах.

«Метеор» имел такую же скорость, что и «Ракета» – до 65 км/час, но его второй двигатель давал безопасность в случае аварии с первым мотором. Дизайн судна напоминал космический корабль, причем, достигнув своей крейсерской скорости, пароход мчался над водой, ничуть не раскачиваясь и не доставляя никаких неудобств пассажирам.

Сейчас «Метеоры» еще работают как экскурсионные суда из Санкт-Петербурга в Петергоф, а также на острове Валаам, а также ходят по рекам Якутии.

3. Теплоход «Комета» (с 1960 по 1992 год)



Скорость «Кометы» достигала 60 км в час/ Фото: ak190x.de

Скорость «Кометы» достигала 60 км в час/ Фото: ak190x.de

Этот морской теплоход создавался на базе СПК «Метеор», в котором конструктивно изменили корпус и заменили крылья. Он задумывался для перевозок людей уже не по рекам, а в морских прибрежных водах, на курортах.

Теплоход имел возможность плыть даже при 3- или 4-балльном волнении моря, на расстоянии 100 км от берега, при этом его скорость достигала 60 км/час. Как и все остальные морские суда, «Кометы» были оборудованы локаторами и были способны к навигации.

Работал над теплоходом Феодосийский СЗ «Море» и судоверфь в Поти (Грузинская ССР), общими силами которых было выпущено около 130 кораблей. В наше время строительство «Комет» возобновлено – СЗ «Вымпел» в Рыбинске построил уже пять «Комет-120М» нового поколения.

4. Теплоход «Восход» (с 1973 года)



«Восход» заменил «Ракеты» и «Метеоры»/ Фото: spkfleet.ru

«Восход» заменил «Ракеты» и «Метеоры»/ Фото: spkfleet.ru

Принадлежащие ко второму поколению скоростные суда, оснащенные подводными крыльями, под названием «Восход» начали строить на ФСЗ «Море» в 1973 году. Они заменили постепенно устаревающие «Ракеты» и «Метеоры». Новый крылатый теплоход имел два пассажирских салона, где могли разместиться в уютных креслах пассажиры в количестве 71 человека. Кроме того, для обзора речных просторов на свежем воздухе верхняя палуба имела открытую смотровую площадку. Скорость судна составляла около 65 км/час.

Пассажирский теплоход «Восход» мог ходить как по рекам с выходом в водохранилища, так и курсировать вдоль морского побережья. Производство «Восходов» в советское время составило выше 150 единиц, но в 1990-х годах Украина, где располагался завод, прекратила выпуск пароходов.

Позже «Восходами» заинтересовались Нидерланды. Для этой страны было построено четыре судна в 2000-х годах. В настоящее время крылатые пароходы иногда курсируют по Волге и Днепру.

5. «Полесье» (с 1983 по 1996 год)



Теплоходы «Полесье» делали на Гомельском судостроительном заводе/ Фото: wikimedia.org

Теплоходы «Полесье» делали на Гомельском судостроительном заводе/ Фото: wikimedia.org

Теплоходы «Полесье» имели малую осадку и были построены специально для мелководных рек – Припять и Сож в Белоруссии, Днепр и Десна на Украине, Волга в ее верховье и Кубань в России, Лена и Амур в Сибири. Производством занимался Гомельский судостроительный завод, всего построив 112 теплоходов.

СПК «Полесье» могло принять на борт 60 пассажиров, дальность его хода составляла 400 км. Судно могло плыть там, где не проходили более крупные «Метеоры» и «Ракеты», его осадка составляла 1 метр на приколе и 0,4 метра в движении. В наше время пароходы «Полесье» задействованы на рейсах в Китай на реке Амур, курсируют в Благовещенске и Хабаровске.



Интересно также узнать, как огромные корабли проскакивают под низкими переправами.


Обратите внимание:







543
27.09.2024 11:53
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё