Гаджеты RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Самоходная мортира «Карл»: нужное орудие Германии или бестолковое вундерваффе



Создавая сверхмощную осадную гаубицу «Карл» Gerat, вермахт рассчитывал на непобедимость вундерваффе. И, действительно, это было чудо техники немецких инженеров, для разработки которого требовались огромные ресурсы. Но так ли это орудие было необходимо в условиях Второй мировой, оправдало ли оно затраченные усилия?


1. Общие контуры проекта



Начало создания «Карла» относят к 1935 году

Начало создания «Карла» относят к 1935 году

В 1930-х годах немецкая военная промышленность поставила перед собой цель создать оружие, способное штурмовать мощные фортификации – крепости и сильно укрепленные позиции. В частности, для атаки рассматривалась французская линия Мажино. В 1935 году компания Rheinmetall принялась разрабатывать тяжелую самоходную осадную мортиру, получившую название «Карл» Gerat 040.

Руководство проектом поручили артиллеристу генералу Карлу Беккеру, по имени которого самоходное орудие и окрестили «Карлом». Немцы предполагали, что мортира весом 55 тонн будет иметь калибр 600 мм. Перед стрельбой ее должны были закапывать в землю для устойчивости. Снаряды весом две тонны орудие выстреливало на дистанцию от 2 до 3 тыс. метров, а снаряды весом четыре тонны – на 1 тыс. метров.

Сверхтяжелую гаубицу предполагалось доставлять к месту работы с помощью нескольких гусеничных машин и потом собирать на месте. Но в 1937 году от этой идеи отказались в пользу самоходной версии. Германское командование, по-видимому, не опасалось того, что масштабные земляные работы, сборка мортиры, заряжание сверхтяжелыми снарядами будет происходить прямо под боком у противника, подвергаясь опасности от артиллерийского или минометного огня.

2. Детальная разработка Карл-Герат



Испытания нового орудия производили на разных типах грунта

Испытания нового орудия производили на разных типах грунта

Четкое техзадание вермахта для производителя «Рейнметалл» определяло: орудие должно иметь дальность стрельбы 3 км, перевод в боевое положение должен производиться не более чем за 6 часов. Снаряд для мортиры двухтонный, транспортировать орудие следует частями, используя гусеничные шасси.

Но для конструкторов было ясно, что собрать эту 55-тонную махину за шесть часов невозможно. Поэтому придется поставить ее на самоходное шасси, перед выстрелом опуская корпус на грунт – в этом случае подготовить мортиру к стрельбе можно всего за полчаса.

Раньше никогда и никем не производилось таких громоздких машин, поэтому задача у разработчиков была нелегкая, приходилось идти на риск. Чтобы рассчитать удельное давление на грунт, проводили испытания на разных типах грунта с добавлением балласта. Проходимость утвердили при давлении 1,43 кг на кв. см, а управляемость пришлось проверять с использованием радиоуправляемой модели 1:10.

3. Как передвигалась громадная мортира



Скорость установки составляла 6-10 км в час

Скорость установки составляла 6-10 км в час

С добавлением самоходной платформы, лафета, вес мортиры стал 67 тонн, а когда все покрыли броней, установка весила уже 126 тонн. В 1940 году начались работы над транспортировкой самоходной мортиры, чтобы она могла преодолевать встречающиеся на пути мосты. Когда орудие было снято, шасси было способно самостоятельно проехать на наводимому военными тяжелому инженерному мосту.

Скорость Карла при этом была 6-10 км/час, поэтому на более дальнее расстояние шасси мортиры со снятым орудием приходилось перевозить на специальной 24-колесной платформе. Самостоятельное передвижение орудия стало возможным благодаря особой конструкции с использованием гусениц.

Каждый борт имел 11 опорных катков с пятью поддерживающими роликами, впереди имелось ведущее колесо. Гусеница была шириной 500 мм. Устойчивое положение во время стрельбы обеспечивало смещение орудия вниз. Спуск/подъем на 40 см производился за 15 секунд. Весь процесс приведения к боевому положению проходил за 10 минут.

4. Семь «богов Валгаллы»



Длина шасси «Карла» – 11,15 метра

Длина шасси «Карла» – 11,15 метра

Вермахт построил семь орудий Gerat, шесть из которых были готовы к июлю 1941 года. Всем им дали собственные имена древних германских богов: «Адам» (далее «Бальдур»), «Ева» (далее «Вотан»), «Тор», «Один», «Локи», «Циу» и «Фенрир».

Эти семь орудий разделялись на два варианта: Gerat 040, первая модель, имела короткий ствол L/7 калибра 600 мм, а Gerat 041 – модель более поздняя, у нее более длинный ствол L/11,55 калибра 540 мм. Шасси имело длину 11,15 м и разделалось на три отсека. Моторная часть находилась впереди, орудийная – в центре, и сзади размещался механизм подъема/опускания шасси.

На четырех «Карлах» изначально были установлены бензиновые двигатели, остальные оснащались дизельными. В 1944 году все самоходные орудия были переоснащены на более экономные дизельные моторы мощностью 580 л.с. Бак вмещал 1200 литров топлива, что позволяло орудию пройти за десять часов на бензине 42 км, а на дизеле – 60 км.

5. Особенности работы мортиры «Карл» Gerat



Схематичное изображение немецкой мортиры

Схематичное изображение немецкой мортиры

Если нужно было ехать далеко, «Карл» Gerat разбирали, задействуя 35-тонный мобильный кран. Махину обслуживали внутри всего два человека – водитель и его помощник.

По пересеченной местности мортира ездила без особых проблем, но если встречались ямы или рытвины, их приходилось засыпать или укладывать доски или бревна. На мягком грунте разворачиваться было строго запрещено, так как могла соскочить гусеница. Карл заезжал на огневую позицию задним ходом, чтобы иметь возможность быстро уехать без разворота.

6. Пушка и снаряды для громадной самоходки



«Карл» мог производить один выстрел за 10 минут

«Карл» мог производить один выстрел за 10 минут

Орудие калибра 600 мм имело ствол длиной 5,68 м с вертикальными углами наведения 55-70. Чтобы перезарядиться, орудие было способно опуститься до 0. Расчет, который обеспечивал стрельбу, состоял из 19 человек (не считая бойцов внутри).

Мортира могла делать по одному выстрелу за 10 минут, учитывая огромные размеры снарядов. Боеприпасы были двух видов – тяжелые бетонобойные снаряды весом 2,17 тонны с 280 кг взрывчатки имели дальность 4,32 км. Легкие бетонобойные снаряды весом 1,7 тонны с 220 кг взрывчатки имели дальность 6,44 км. Оба вида снарядов могли пробивать 2,5 метра железобетона.

7. Боевой опыт гаубицы «Карл» Gerat



Орудие несколько раз использовали на германо-советском фронте

Орудие несколько раз использовали на германо-советском фронте

Впервые орудие применили в 1941 году при атаке советской укрепленной границы. Одна из батарей из двух гаубиц с 60 снарядами была развернута под Львовом, где сделала четыре выстрела и сломалась, вторая тоже из двух гаубиц с 36 снарядами пыталась разрушить Брестскую крепость, где сделала 31 выстрел, но в бетонные бункеры все же не попала.

Второе участие в боях произошло в 1942 году под Севастополем. Три орудия прибыли к береговой оборонной батарее, где немцам по ночам пришлось сначала рыть позиции и углубить все три орудия на 3 метра. Мортиры в июне-июле выпустили все свои боеприпасы – 72 тяжелые и 50 легкие, разрушив одну бетонную башню.

Оккупированная Варшава в 1944 была обстреляна из-за вспыхнувшего там восстания. Немцы отправили одну мортиру на его подавление. Поскольку минометные 600-мм снаряды рассчитаны на уничтожение бункеров, они часто просто не взрывались, когда попадали в здания или в грунт в Варшаве.

Один снаряд пробил несколько этажей здания, крышу и пол ресторана «Адрия», но, так и не взорвавшись, застрял в подвале. Всего было обнаружено и обезврежено несколько неразорвавшихся боеприпасов от гаубицы Карл.

Хотя мортиры Карл были неповоротливыми и громкими, всего одно орудие было накрыто осколками бомбы и разрушено при транспортировке в 1944 году. Три Карла достались в качестве трофея американским союзникам, а два – советским войскам. О судьбе еще двух орудий ничего не известно.

Тяжелая, дорогая и сложная техника немцев оказалась не слишком нужной в реальных боевых условиях. Для такого мощного оружия не нашлось достаточно целей при альтернативном применении штурмовой авиации.

А теперь интересное видео с нашего канала:

«Команч» по-русски: почему перспективный вертолет Ка-58 так и не увидел свет




Интересно также узнать про 5 видов новейшего советского оружия, что так и не пошло в серию из-за распада страны.

Обратите внимание:

0
2154
Версия для печати