18 июля 1976 года воздушное пространство Советского Союза нарушил непознанный транспортный самолет CL-44, следовавший из Ирана в Израиль через Турцию. Воздушное пространство СССР самолет пересекал над территорией Грузии. Поначалу Советский Союз пытался прояснить и урегулировать ситуацию по дипломатическим каналам, однако, сделать это оказалось сложно.
Советский Су-15. |Фото: livejournal.com.
В 1978 году швейцарский предприниматель Андреас Дженни организовал бизнес по продаже медикаментов из Аргентины в Иран. Возить грузы должен был самолет CL-44 с бортовым номером LV-JTN. Найти подходящую машину для перевозок оказалось непросто. Сначала Дженни обратился к авиаперевозчикам США, однако все американские компании бизнесмены отказали в сотрудничестве. Быть может потому, что на самом деле грузить на самолет собирались никакие не медикаменты, а оружие.
Грузовой самолет в первую очередь узнается по отсутствию иллюминаторов. |Фото: wikimedia.org.
В те годы в Иране было неспокойно, и в 1978-1979 годах в стране произойдут события, которые сегодня известны, как Исламская революция. Лишь спустя годы США перестанут отрицать, что тот очевидный факт, что их разведка и дипломатия приложили руку к бурлениям в ближневосточной стране. А все потому, что руководство США было откровенно недовольно чрезмерной самостоятельностью Ирана, который «осмеливался» торговать дешевой нефтью в том числе с Советским Союзом.
В Иране было неспокойно. |Фото: mybb.ru.
Тем не менее к июлю 1978 года самолет Андреаса совершил уже два рейса с оружием в Иран. На обратном пути второго рейса, самолет по всей видимости сбился с курса и нарушил советскую границу. На перехват CL-44 было отправлено два истребителя Су-15ТМ с задачей посадить нарушителя. Однако, экипаж CL-44 просто игнорировал советские самолеты и целенаправленно шел к турецкой границе. Когда 15-ые израсходовали топливо, их отправили обратно на базу. Вслед за неопознанным бортом был отправлен третий истребитель под управлением Валентина Александровича Куляпина.
Валентин Куляпин. |Фото: drive2.ru.
Тем временем Советский Союз пытался выяснить по дипломатическим каналам, чей это самолет и что он перевозит. Поначалу подумали, что машина канадского производства CL-44 принадлежит Израилю. Однако, израильтяне в ответ на запросы из СССР только развели руками. Тем временем Куляпин догнал на сверхзвуковой скорости неопознанный борт и потребовал проследовать за ним. Однако, понимая, что на дозвуковой скорости в 400 км/ч советский Су-15ТМ ничего не сможет сделать, пилоты 44-го продолжали движение к советско-турецкой границе и даже принялись «дразнить» советского летчика, совершая опасные маневры для истребителя, пытаясь его согнать.
Один из лучших самолетов. ¦Фото: war-book.ru.
Тогда, убедившись, что CL-44 не является гражданским пассажирским самолетом, а сделать это было не так уж сложно: у пассажирских машин должны быть иллюминаторы, которых не было у перехватываемого CL-44, советский летчик решил идти на таран. Летчик пристроился за нарушителем, после чего нанес удар фонарем кабины CL-44 по стабилизатору неопознанного борта. Разрушение кабины вынудило Куляпина катапультироваться. Рухнул после этого на землю и аргентинский самолет. Трем членам экипажа на его борту повезло куда меньше: Гектор Кордеро, Хосе Бургено и Эрмете Боассо в результате крушения погибли. После тарана нарушителя советским истребителем в западной прессе сразу же началась кампания по дискредитации. Только ленивая газета не написала о том, что «на самом-то деле» Куляпин просто не справился с управлением и таран был случайным.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про, Су-47: зачем России понадобился истребитель с «вывернутыми» крыльями.