Даже те, у кого нет собственного автомобиля, должны были обращать внимание на загадочные черные точки по краям лобового стекла. Совершенно очевидно, что нанесены они при помощи какой-то странной и невероятно прочной черной краски. Но какую функцию они выполняют? Есть ли у них хоть какое-то практическое назначение или нужны они исключительно для красоты? В действительности у черных точек на стекле есть не только утилитарная функция, но даже собственное название.
Есть у каждого авто. |Фото: yaplakal.com.
С 1970-х годов стекла автомобилей крепились на клеи или мастики. Однако, у обоих материалов были свои недостатки. Так, клей со временем становился чересчур жестким, из-за чего в случае температурного перепада появлялся риск деформации стекла. Мастики в свою очередь очень плохо уживались с высокими температурами воздуха, полностью теряли свои качества летом, даже если прямых солнечных лучей на стекло не падало. Кроме того, постепенная эрозия старых клеящих составов приводила к тому, что стекла автомобиля со временем начинали «подтекать» во время осадков. К концу 1980-х пришла новая идея – фиксировать автомобильные стекла при помощи полиуретанового герметика.
Могут использоваться от солнца. |Фото: dits-servis.by.
Полиуретановый герметик не только хорошо держал стекло, но и был меньше подвержен эрозии в результате природных воздействий. Хотя, конечно, одна серьезная проблема у нового «клея» все же осталась. Дело в том, что данный герметик совершенно не дружит с прямыми солнечными лучами, которые приводят к его разрушению. Собственно, для этого и были придуманы «загадочные» черные точки – фритты. Делают их при помощи специальной керамической краски, которая в горячем состоянии наносится на стекло. Затем краска сушится, а когда высыхает перестает бояться света, воды, температуры и даже прямого физического воздействия (в пределах разумного). Нужны фритты для того, чтобы защищать тот самый полиуретановый герметик с обратной стороны стекла от ультрафиолета.
Защищают герметик. |Фото: paralelo32.com.ar.
Впрочем, этим функционал черных точек на стекле не исчерпывается. Помимо прикладной функции, они также выполняют декоративную. Дело в том, что прямо под фриттами по стеклу автомобиля идет черная полоса. Она также нужна для защиты герметика от ультрафиолета, однако помимо этого она скрывает достаточно распространенный производственный «дефект». Дело в том, что в момент установки стекла, его сильно прижимают, из-за чего герметик имеет обычай неравномерно выдавливаться. Затвердевшие подтеки клеящего состава выглядят не эстетично. Поэтому черная полоса по краям стекла позволяет скрыть сей недостаток.
А еще они смягчают контраст. ¦Фото: drive2.ru.
Однако, близость черной краски и прозрачного стекла создают сильнейший контраст, хорошо заметный даже издалека. Снизить его интенсивность для человеческого глаза, сделав переход от черного к прозрачному более «мягким» как раз и помогают те самые фритты. Таким образом черные точки объединяют в себе сразу две полезные и даже незаменимые функции опосредованно повышая надежность крепления стекла и одновременно с этим улучшая эстетические качества автомобиля.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про необычные средства передвижения: на чем могут ездить автомобили, кроме колес.