Советский бульдозер Т-800 вышел совсем небольшим тиражом во многом по причине того, что применялась машина для решения крайне специфических задач. В своем роде сверхтяжелый трактор родом из СССР был далеко не уникален. Аналогичную технику делала, например, японская компания «Komatsu» и американская «Caterpillar». Однако, Т-800 был своим, родным, отечественным и при этом был точно не хуже. Кроме того, с ним связан один забавный случай.
Хорошая машина. |Фото: skyscrapercity.com.
В 1984 году американский режиссер Джеймс Кэмерон снял фильм «Терминатор» про простую американскую девушку Сару Коннор, спасающуюся от ужасного киборга-убийцы из будущего под индексом Т-800. Об этом знает каждый. Но не каждый знает о том, что за год до этого в 1983 в Советском Союзе была создана другая машина под индексом Т-800. Совсем как терминатор, только сверхтяжелый бульдозер! А все потому, что американский «Скайнет» был неправильный – капиталистический. Будь «Скайнет» коммунистическим, он был делал не киборгов-убийц, а делал бульдозеры. Ну, а теперь серьезно…
Для работы на горных месторождениях. |Фото: s-tehnika.com.
Советский Т-800, также как и фантастический терминатор Джеймса Кэмерона, создавался для крайне специфической работы. Правда, советскому бульдозеру вместо внедрения в человеческое общество предстояло «внедряться» в горную породу в тех местах, где использовать любые другие способы вскрытия породы (включая взрывчатку) было невозможно. Именно этим объясняется столь скромный тираж бульдозеров Т-800 - 10 экземпляров. Больше было на тот момент просто не нужно. Каждый делался для конкретного горнодобывающего промысла. Чаще всего Т-800 работали на золотых и алмазных приисках на Дальнем Востоке. Также их привлекали к строительным работам, в частности к мелиоративным.
Серьезное оружие. |Фото: agro-tm.ru.
При полных габаритах 12.4х6х4.2 метра машина весила 103 тонны. Дорожный агротехнический просвет составлял 472 мм. Бульдозер выпускался строго на гусеничном ходу и приводился в движение двигателем 6ДМ-21Т мощностью 820 л.с. При этом гусеницы предусматривались двух видов: широкие под 8-тонн и узкие под 6-тонн для работы с горным грунтом. Машина была оснащена гидромеханической трансмиссией с 4 передними и 2 задними передачами. Подвеска была эластичной. Управлялась она при помощи раздельного привода гусениц. Кабина была герметичной и шумовиброизолированной с круговым обзором и кондиционером. Создателем и производителям советского чуда бульдозерной техники был Челябинский тракторный завод. Скорость движения горнодобывающего чудовища была небольшой: 14 км/ч при движении вперед и 17 км/ч при движении назад. При номинальной тяге в 75 тонн, бульдозер на пике мог тянуть всего 140 тонн.
Хорошая машина. ¦Фото: agro-tm.ru.
Был у Т-800 большой недостаток. Трактор оказался страшно шумным. Настолько шумным, что водителей не спасала даже изоляция кабины. С ревом, который производил Т-800, связан забавный случай. В середине 1980-х годов в Красной Пресне проходила выставка строительной и горнодобывающей техники. Ее посетили многочисленные иностранные делегации. Так вот, когда начали заводить 800-ый, рев оказался настолько сильным, что стоящие рядом делегаты, перепугавшись, принялись инстинктивно разбегаться от машины в разные стороны. Сегодня, увы Т-800 больше не производятся. В 1990-е годы ЧТЗ пережил тяжелые времена. Кое-как наладить дела удалось к концу первого десятилетия XXI века, однако пока говорить о былой славе предприятия не приходится.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про 7 мощных военных грузовиков, которым серьезные преграды нипочем.