Наука и техника RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен





+1 1
+1
-1 0




Мир ещё не успел адаптироваться к массовому использованию компактных беспилотников, а военные инженеры уже осваивают новые направления для работы. Одно из них – безэкипажные автономные подводные лодки, способные выполнять различные задачи без непосредственного участия человека. В 2024 году американская компания Northrop Grumman завершила серию испытаний одного из них.


Воздушный, надводный и подводный

Подводный беспилотник «Посейдон»./ Фото: 3mv.ru

Подводный беспилотник «Посейдон»./ Фото: 3mv.ru


Речь идёт, конечно, о дронах. Их используют многие страны в разных модификациях, правда, в основном это были летательные аппараты. С их помощью занимаются сбором данных, разведкой, нанесением ударов по противнику, а самые сложные из них имеют собственные модули автономного управления и могут работать независимо от наличия связи или присутствия оператора. Надводных беспилотных катеров куда меньше, чем летающих дронов разных мастей, но они выполняют те же самые функции. Их основное применение – патрулирование гавани и фактически её охрана. При этом безэкипажные катера обладают большой манёвренностью и умеют наносить удары по кораблям противника. Специально для этих целей их оснащают солидным зарядом взрывчатки, способным повредить бронирование военных кораблей и нанести существенный урон.

Подводный беспилотник Orca./ Фото: wikipedia.org

Подводный беспилотник Orca./ Фото: wikipedia.org


В отличие от них, подводные беспилотные системы можно отнести к разряду экзотики. Их существует не так уж и много, и большая часть относится к гражданским моделям. Функционал у них весьма скуден, и им очень далеко до полноценной автономной работы. На этом фоне сильно выделяются некоторые проекты, такие как российский «Посейдон» или американская «Орка». По своей сути «Посейдон» представляет собой умную ядерную торпеду, которая пилотируется интеллектуальной системой. О её функциональных возможностях и технических характеристиках можно только догадываться, а о не так давно представленной «Орке» известно и того меньше.

Manta Ray

Изначальная концепция Manta Ray DARPA./ Фото: newatlas.com

Изначальная концепция Manta Ray DARPA./ Фото: newatlas.com


Параллельно с разработкой «Орки» в Соединённых Штатах развивался ещё один проект подводного беспилотника. Этот проект был начат ещё в 2021 году, когда DARPA заключила контракт с целым рядом компаний на проведение исследовательских работ в этой области. В этой программе были задействованы производители Navatek LLC, Lockheed Martin и Northrop Grumman, а суть его заключалась в создании безэкипажной подводной лодки, которая была бы способна работать совершенно автономно, с минимальным вмешательством операторов или вообще без него. Таким образом, Соединённые Штаты пытались усилить своё присутствие на море и расширить возможности собственных подводных лодок.

Первая фотография беспилотника./ Фото: newatlas.com

Первая фотография беспилотника./ Фото: newatlas.com


Автономный подводный корабль не нуждается в воздухе и пополнении запасов, за исключением топлива, а также он может выполнять опасные миссии без риска потери экипажа. Применений у подводного беспилотника очень много, поэтому и интерес к этой теме только подогревается. Самое же интересное – это предназначение «Манты», как окрестили безэкипажную подводную лодку. Изначально предполагалось, что она послужит своего рода плавучей лабораторией, на которой исследователи будут опробовать свои идеи и оттачивать технологии. По этой причине совершенно непонятно, собираются ли запускать подводную лодку Manta Ray в серийное производство.

Рендер концепции./ Фото: newatlas.com

Рендер концепции./ Фото: newatlas.com


С момента запуска этой программы разработчики очень неохотно делились подробностями о проекте и хоть какими-то техническими деталями. Обычно американские военные, вкладывающие в разработку техники немалые суммы, не стесняются хвастаться своими успехами и вовсю рекламируют свою разработку, чтобы потом продать её собственным союзникам подороже. Здесь же царит полнейшая тишина. По всей видимости, безэкипажную субмарину Manta Ray никто продавать не намерен. По крайней мере, пока.

Испытания

Испытания беспилотника, вид сверху./ Фото: topwar.ru

Испытания беспилотника, вид сверху./ Фото: topwar.ru


Вплоть до 2023 года компания Northrop Grumman активно трудилась над разработкой проекта Manta Ray и решением многочисленных технических проблем. Благо, современные технологии позволяют построить практически любую технику, особенно если речь заходит о практически неограниченном военном бюджете. Впрочем, тот факт, что на проработку проекта не потребовалось слишком много времени, говорит о многом. Даже в частных проектах по созданию компактных и маневренных подводных лодок инженерам удалось продвинуться очень далеко. Как бы то ни было, но в первой половине апреля 2024 года производитель заявил об окончании постройки первого прототипа, а потом, буквально через неделю-другую, начались ходовые испытания.

Manta Ray./ Фото: twz.com

Manta Ray./ Фото: twz.com


Об их успешном завершении компания поставила всех в известность лишь через несколько недель. О полученных в процессе результатах в Northrop Grumman решили промолчать, ограничившись словами, что программа испытаний была полностью выполнена. Зато она поделилась несколькими фотографиями и видеозаписью с испытаний, чего от неё вообще никто не ожидал. Ведь представленная когда-то первая фотография «Манты» была сделана таким образом, чтобы скрыть от глаз пользователей всё, что имело хоть какую-то важность. Впрочем, компания опять продемонстрировала своё желание скрывать не только все самые интересные подробности, а вообще любую информацию. Поэтому она поделилась лишь крупицей сведений о подводной лодке.

Manta Ray./ Фото: dzen.ru

Manta Ray./ Фото: dzen.ru


Её форма и исполнение намекают на повышенную мобильность и способность «летать» в воде. В корпусе явно присутствуют черты самолёта, что вообще не обязательно для подводных аппаратов. Согласно сделанным заявлениям, маневренность «Манты» находится на совершенно другом уровне, чем у обычной подводной лодки. Она может легко менять глубину и направление, и в этом она чем-то похожа на летательный аппарат. В любом случае для управления безэкипажной лодкой требуется интеллектуальная система. По всей видимости, в Northrop Grumman пока не собираются открывать ещё больше своих секретов, поэтому придётся ждать официальных заявлений.

Современные беспилотники могут быть очень разными. Некоторые из них – настоящее чудо техники, в то время как другие упрощены до предела и имеют примитивную конструкцию.


Обратите внимание:







2406
26.08.2024 12:57
В закладки
Версия для печати



Смотрите ещё