Как известно, для строительства уединенных келий, а затем и монастырей, иноки-отшельники выбирали уединенные, защищенные природой или энергетически мощные места. Особенно выгодным считалось место, окруженное неприступными горами или водой, куда устремлялись в одиночку и с единомышленниками. Не стали исключением небольшие острова, где и появились уникальные объекты, которые стали пристанищем для единоверцев, местом силы для паломников.
1. Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь – один из самых крупных храмовых комплексов России (Карелия).
Валаамский архипелаг, расположенный среди водной глади Ладожского озера, издревле притягивал жрецов и православных монахов. На одном из островов первые из них устроили капище, посвященное языческим богам Велесу и Перуну, что, в последствии, стало решающим фактором, для христианских святителей. Если верить легенде, в I веке нашей эры апостол Андрей Первозванный, высадившись на остров Валаам, уничтожил всех языческих богов и установил первый в этих местах каменный крест. Судя по историческим документам только лишь в X веке на святой земле появились иноки (православные монахи), которые и образовали монастырь. К середине XVI века на его территории жило и трудилось около 600 монахов, которые за это время построили несколько храмов и часовенок, вели хозяйство, работали на кожевенном, кирпичном и свечном заводах, проводили ремонтные работы в мастерских.
С 1950 по 1984 гг. Валаамский монастырь стал приютом для инвалидов Великой Отечественной войны (Карелия).
Учитывая месторасположение архипелага и самого монастыря, неудивительно, что он пережил немало опустошительных набегов соседей, не раз переходил во владения чужих государств, переживал взлеты и полное опустошение. На период падения Российской империи на его территории имелось: 21 храм, 22 часовни, заводы и мастерские, которые обслуживала не одна сотня монахов и послушников. Великая Октябрьская революция ознаменовала переход Валаама под власть Финляндии, но возврат уже в Советский Союз (после советско-финляндской войны в 1940 г.) стал роковым для грандиозного монастыря, который многие годы был самым крупным из всех монастырей России.
Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь – особая обитель Карелии. | Фото: posmotrim.by.
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь окончательно вернулся под крыло Советов, впоследствии России, что привело к его разорению и забвению. Вначале вывозились реликвии, богатейшая библиотека, оборудование и многое другое. Затем Великая отечественная война внесла свои коррективы. На острове устраивали свои базы и немцы, и представители стран фашистского блока, и советские войска, что не могло не сказаться на состоянии зданий. На несколько же лет до войны в монастыре была открыта школа боцманов и юнг. После, вся территория являлась подсобным хозяйством завода, которая отошла лесничеству, но и он долго не задержался. С 1950-1984 гг. в уцелевших здания был организован приют для ветеранов-инвалидов. Вскоре после этого, все что осталось от монастыря было предано Ленинградской епархии.
2. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – самый крупный храмовый комплекс в Арктике. | Фото: architectureguru.ru.
История Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, больше известного как Соловецкий монастырь или Соловки, началась с появлением на одноименном острове в Белом море первых монахов – Савватия и Германа. Это произошло в 1429 г. Со временем количество монахов росло и расстраивался сам монастырь, который превратился не только в значимую христианскую обитель, но и стал главным форпостом освоения Русского Севера.
Мощные крепостные стены выдерживали нападения шведов, англичан и 8-летнюю осаду царских войск (Соловецкий монастырь).
Находясь в пограничной зоне, монахи укрепили свою святыню так, что не раз смогли отразить атаки шведов и британцев. Мощные 11-метровые стены (с толщиной в 6 м) монастыря-крепости устояли даже под 10-часовым обстрелом британских орудий. Благодаря недюжинному инженерному таланту монахов стены, возведенные в XV веке, прекрасно сохранились даже до наших дней.
История этого монастыря примечательна тем, что монахи вступили в открытое противостояние с центральной властью, вплоть до военного столкновения с царскими войсками, осаждавшими монастырь. 8 лет иноки доблестно обороняли свою святыню, не признавая патриарха Никона и его нововведения. И только из-за предательства одного из монахов, святыня пала (в 1676 г.), что привело к казни всех активистов.
Более 400 лет на территории Соловецкого монастыря действовала тюрьма для политзаключенных.
Интересный факт от Novate.ru: Всем известно, что в годы советской власти на территории монастыря была организована тюрьма для «врагов народа», а вот о том, что на Соловках она существовала еще с XVI века, мало кому известно. Более 400 лет в одной из башен крепости были организованы конусообразные камеры, в которых томились политзаключенные, общественные деятели и провинившиеся священнослужители. В разное время в Соловецкой тюрьме содержались П. А. Толстой (государственный деятель, сподвижник Петра Великого), В. Л. Долгоруков (князь, русский дипломат), П. И. Калнышевский (последний кошевой атаман Запорожской Сечи), Ф. П. Шаховской (декабрист) и многие другие. В советские времена здесь была организована Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН), арестантами которой стали представители духовенства, офицеры Белого движения, эсеры, интеллигенция.
3. Онежский (Кийский) Крестный ставропигиальный мужской монастырь
Онежский монастырь во имя Воздвижения Креста Господня – первый из трех монастырей, основанных Патриархом Никоном. | Фото: posmotrim.by.
Не менее интересна и судьба Онежского Крестного мужского монастыря (он же Онежский монастырь во имя Воздвижения Креста Господня), который был основан благодаря обету послушника Никона, бежавшего из Соловецкого монастыря. Став патриархом, Никон не забыл про свой обет (да этого установил на острове крест и постол небольшую церковь), он добился разрешения у царя Алексея Михайловича (в 1656 г.), и объявил сбор средств на строительство монастыря.
Существует мнение, что стройку затеяли лишь потому, что иноки Соловецкого монастыря активно противостояли нововведениям Никона, став старообрядческим центром, что вычеркивало его из списков самых значимых христианских обителей. В противовес ему и основали Онежский монастырь, который сразу же стал ставропигиальным (патриаршим), что само по себе являлось небывалым случаем.
Все, что осталось от монастырского ансамбля, основателем которого стал Патриарх Никон – реформатор церкви и один из самых влиятельных государственных России.
Несмотря на покровительство патриарха и некоторых монарших особ монастырь пережил немало неприятных моментов в своей истории. Начиная с секуляризации (переход церковной и монастырской собственности в государственную), которую затеяла Екатерина II, он пришел в упадок, на его территории были организованы лесная биржа и таможня для торговли лесом с иностранцами. Крестьяне уже не эксплуатировались монастырем, а платили лишь оброк, что сказалось не лучшим образом на его состоянии. В довершение ко всему в 1854 г., во время Крымской войны, английские войска, высадившиеся на остров Кий, разграбили и частично сожгли святыни, ведь большая их часть была срублена из дерева.
К началу XX века все церкви и собор были восстановлены, но с приходом советской власти монастырская община просуществовала лишь до 1922 г. и больше церковная деятельность не возобновлялась, поскольку монастырь преобразовали в дом отдыха. Хотя некоторые сооружения сохранились по сей день.
4. Православный мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь
Православный мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь (Тверская область). | Фото: vsegda-pomnim.com.
История основания мужского монастыря на Столобном острове среди озера Селигер, что в Тверской области, более чем захватывающая. По преданию, на этом острове с незапамятных времен было языческое капище, которое перестало существовать со времен Крещения Руси. И только лишь в 1528 г. с появлением на нем монаха-отшельника Нила об острове снова заговорили как о святом месте. 27 лет жил и трудился преподобный Нил, показывая пример самоотверженного труда и следования своему обету (более 20 лет он не принимал горизонтальное положение, он даже спал стоя, повиснув на палках или веревках), наставляя на путь истинный всех тех, кто к нему обращался за советом. За это время он вырыл себе землянку и построил небольшую часовню для молитв, разбил огород, где выращивал овощи и неустанно молился.
Благодаря покровительству монархов монастырь мог строить величественные храмы и часовни, равных которым нет во всей округе.
После смерти Нила (1555 г.), вдохновленные его непреклонностью и духовным подвигом, возле могилы стали селиться монахи, обживая территорию. В этот период началось строительство монастыря, который очень быстро превратился в довольно популярное место. Сюда вереницей тянулись паломники, среди которых были члены царской семьи, жертвовавшие немалые средства на его содержание.
Нило-Столобенская пустынь – самый почитаемый монастырь России.
В период Российской империи Нило-Столобенскую пустынь ежегодно посещали десятки тысяч паломников. Стоит отметить, что обитель пользовалась особым покровительством у членов царской семьи в нескольких поколениях.
1917 г. внес трагические коррективы в налаженную жизнь монастыря. Изначально, большевики вывезли все значимые святыни (вплоть до мощей Нила), а после и монахи покинули пустынь. Дальнейшая судьба Нило-Столобенского мужского монастыря мало отличается от подобных объектов. В нем были организованы и действовали в разное время трудовая коммуна, колония для малолетних преступников, лагерь для польских военнопленных. Во время Великой Отечественной войны здесь был госпиталь, после Победы в монастырь вернули колонию, которую преобразовали в дом престарелых. Перед тем, как Нило-Столобенская пустынь была предана в лоно Православной церкви, монастырские строения выступали в роли турбазы (1971—1990 гг.).
5. Покровская Свято-Введенская Островная пустынь
Покровская Свято-Введенская Островная пустынь – духовный центр Владимирской области.
Посреди Вятского (сейчас Введенского) озера, недалеко от города Покрова (Владимирская область) есть небольшой остров, который пришелся по душе монахам-отшельникам, искавшим уединение. Чтобы жить спокойной праведной жизнью, начиная с XVII века иноки, прибывшие из Антониевой пустыни, Сергий и Тимофей построили деревянную келью, а затем и часовню, чтобы проводить время в молитве. Их примеру последовали и другие монахи, что поспособствовало быстрому разрастанию пу́стыни.
С этого времени и начинается история Покровской Свято-Введенского Островного монастыря, которой также покровительствовали монархи и князья, чьи владенья были неподалеку. Особенно отличились Голицыны, во владении которых и находился остров. Они не только безвозмездно отдали кусочек суши, но и прибрежную зону с угодьями и крестьянами, а также рыбные промыслы.
К началу XX века монастырь был одним из самых богатых в России, владел землями, рыбным промыслом, лесными угодьями. При Свято-Введенском Островном мужском монастыре была организована школа и гостиница для паломников, которые могли жить и столоваться бесплатно, но не более 3-х дней. За всем хозяйством приглядывало лишь 30 монахов, которые неплохо справлялись и с работой, и с обслуживанием посетителей (в праздники организовывались обеды на 1,5 тыс. человек).
Спустя сотню лет в Покровском Свято-Введенская Островном монастыре все так же рады паломникам, которых балуют кулинарными изысками.
В советский период монастырь значительно пострадал. Были вывезены все реликвии, купола срублены, а помещения преобразованы под нужды дома престарелых и инвалидов, позже их превратили в детский дом, а затем и в женскую трудовую воспитательную колонию для подростков. В 1991 г. Покровская Свято-Введенская Островная пустынь была передана Владимирской епархии, где и был образован женский монастырь.
Для тех, кто постится или просто предпочитает питаться овощами, будет интересным узнать, зачем во время варки свеклы нужно класть хлебную корочку:
В продолжение темы, рекомендуем узнать, как изменения канонов храмовой архитектуры повлияли на облик церквей и храмов России.