Автомобили RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Наш канал в Яндекс Дзен

Кто платит утильсбор, и как он влияет на стоимость автомобиля



За каждый автомобиль, поступивший на российский рынок, необходимо уплатить утилизационный сбор. Это обязательный разовый платеж, поступающий в казну государства для покрытия расходов, связанных с утилизацией отслуживших транспортных средств. Как он изменится с 1 ноября нынешнего года и кого из автовладельцев коснется – в нашем материале.


1. Утильсбор: суть и история



Утилизационный сбор был призван защитить авторынок от старых автомобилей

Утилизационный сбор был призван защитить авторынок от старых автомобилей

В 2010-2011 гг. была запущена программа по утилизации транспортных средств. Владелец заключал договор и оплачивал сбор в размере 3 тыс. руб.

Спустя два года налог на утилизацию стал взиматься при таможенном оформлении. Итоговый платеж рассчитывался в зависимости от технических характеристик и возраста транспортного средства. При этом базовая ставка для легковушек была 20 тыс. руб., для грузовых машин и автобусов – 150 тыс.

Со вступлением в ВТО Россия получила не только льготы в торговле, но и ряд обязательств. Одно из них – обязательный утилизационный сбор на ликвидацию автомобилей, пришедших в негодность. В России эта мера была введена в действие более 10 лет назад – 1 января 2014 года.

На тот момент сбор должен был защитить отечественный рынок от старых автомобилей, которые могли хлынуть в страну после вступления в ВТО. А еще предполагалось, что налог простимулирует обновление отечественного автопарка и улучшит экологическую обстановку. Но главное, с его помощью надеялись создать невыгодные условия импортерам, поставляющих автохлам в нашу страну.

Первоначально при введении утильсбора предоставлялись выгодные условия для автовладельцев. Они получали скидку на покупку новой машины, произведенной в РФ, если сдавали старую в утиль. А сам налог платили только зарубежные производители.

Спустя два года правила ужесточили, обязав платить сбор уже и отечественных производителей. Правда, если они обязывались самостоятельно утилизировать свои автомобили, то налог с них не взимался.

В 2019 г. правительство провело индексацию сбора, существенно подняв его ставку. Это автоматически повлекло повышение цен на автомобили. Осенью 2024 г. правительство ввело в действие новый коэффициент расчета. По подсчетам специалистов, размер сбора вырос на 70-80 %. А с 1 ноября вступят в силу более жесткие правила оплаты.

2. Кто должен платить утилизационный налог



Утильсбор платят производители, импортеры и покупатели машин

Утильсбор платят производители, импортеры и покупатели машин

Сбор на будущую ликвидацию автохлама платится один раз. Его взимают с нескольких категорий плательщиков:

1. Производитель. Он перечисляет налог в госбюджет за каждое транспортное средство, произведенное или собранное им в России.

2. Импортер. Оплачивает сбор за каждую новую или подержанную машину, ввезенную в страну.

3. Покупатель. В эту категорию плательщиков входят как организации, так и физические собственники. Они оплачивают сбор в нескольких случаях: если производитель или импортер не перечислил средства в бюджет, если машина была приобретена самостоятельно за границей. Ну или автомобиль был куплен у собственника, освобожденного от уплаты сбора. Либо продавец не успел по каким-либо причинам оплатить налог за утилизацию.

Оплачивать сбор нужно не за каждое транспортное средство. Платеж взимается только за те автомобили, которые указаны в перечнях, утвержденных постановлением правительства.

Помимо этого, от уплаты налога освобождаются:

  • ТС, следующие транзитом через нашу страну или временно ввезенные и потому не подлежащие регистрации;

  • транспортные средства, принадлежащие беженцам либо участникам госпрограммы по переселению соотечественников;

  • автомобили, принадлежащие дипмиссиям и консульствам других государств и международным организациям;

  • машины старше 30 лет.


  • 3. Влияние утильсбора на стоимость ТС



    Утильсбор больше всего влияет на стоимость новых автомобилей в салонах

    Утильсбор больше всего влияет на стоимость новых автомобилей в салонах

    Итоговая цена транспортного средства во многом зависит от величины налога за утилизацию. Дороже обходятся импортные автомобили, продающиеся в автосалонах, поскольку в их стоимость включен оплаченный дилером сбор.

    Отечественный транспорт стоит немного дешевле, хотя производители также рассчитывают стоимость на свою продукцию с учетом налога.

    4. Почему увеличивают утильплатеж



    На российском рынке становится все больше гибридных автомобилей

    На российском рынке становится все больше гибридных автомобилей

    В сентябре текущего года крупнейшие российские автопроизводители обратились к правительству с предложением изменить механизм расчета утилизационного сбора. Дело в том, что по прежним правилам учитывался объем двигателя и возраст авто. По мнению производителей, этот механизм устарел, поскольку перестал соответствовать современным реалиям. Сейчас на российском рынке появилось множество машин с турбодвигателями. Для них характерен небольшой объем, но более высокая мощность.

    Мало того, возросло также количество гибридных авто с ДВС до 1,5 л. По мнению авторов обращения, на рынке сложилась ситуация, когда за машины с небольшими объемами двигателей, но разной мощности и разных ценовых категорий взимается одинаковый сбор. Особенно это касается люксовых моделей с турбодвигателями и гибридными силовыми установками, а также электрокаров.

    Еще было указано, что растет количество авто, которые оформляются на подставные физические лица. Если в 2024 г. доля ввозимых для личных целей импортных моделей составляла от 1 до 50 % в месяц, то в этом году их количество возросло до 60-70 % и более в месяц.

    Правительство сочло доводы, приведенные в обращении, весомыми. Поэтому было решено пересмотреть механизм начисления сбора.

    5. Изменения с 1 ноября



    Больше всего будут платить владельцы мощных автомобилей

    Больше всего будут платить владельцы мощных автомобилей

    Правительство запланировало введение в действие новых правил расчета сбора на утилизацию авто. Величина выплаты будет рассчитываться не только с учетом возраста и объема двигателя – теперь размер платежа будет зависеть и от мощности силовой установки.

    Для этого вводится прогрессивная шкала: чем сильнее мотор, тем больше придется заплатить покупателю. Причем это будет касаться всех машин, приобретаемых для личного пользования.

    Но это повлияет на стоимость автомобилей с мощностью от 160 л.с. А для владельцев ТС с мощностью менее 160 л.с. будут действовать льготные ставки. Для новых авто – прежние 3,4 тыс. руб., для подержанных старше 3-х лет – 5,2 тыс.

    Владельцы импортных автомобилей, приобретенных и растаможенных до 1 ноября текущего года, смогут уплатить сбор по прежним ставкам.

    6. Новые платежи для личного транспорта



    Автомобиль Лада Гранта с объемом мотора 1,6 литра

    Автомобиль Лада Гранта с объемом мотора 1,6 литра

    Для тех, кто собирается приобрести автомобиль с двигателем менее 3 л, ничего не изменится. Платеж останется прежним. Но только при одном условии – если владелец своевременно оплатил таможенный сбор и все необходимые налоги. А также не станет перепродавать авто в течение 12 месяцев. В противном случае величина сбора будет пересчитана.

    А вот тем, кто приобретет для себя транспорт с двигателем более 3 л, придется выложить круглую сумму. Для таких машин коэффициент будет увеличен в 2 раза.

    А теперь интересное видео с нашего канала:

    3 лучших российских боевых вертолета, завоевавших симпатии военных всего мира




    Интересно также узнать, за сколько можно привезти автомобиль из Белоруссии в Россию.

    Обратите внимание:

    0
    2203
    Версия для печати