
Первые подлодки – филиал ада. /Фото: en.wikipedia.org.
Вот рождается человек. В первые минуты своей жизни это, мягко говоря, не самое притягательное существо: кричащее, грязное и абсолютно бестолковое. Пройдут годы, прежде чем тяжесть родительского воспитания и системы образования превратит сие нечто в человека с большой буквы. Так же и с технологиями: перед «прекрасными лебедями» современных АПЛ были «гадкие утята» первых дизель-электрических субмарин.
1. Как появились первые военные подлодки современного типа?

Служба была очень тяжёлой. /Фото: pnp.ru.
Первые шаги на пути подводного кораблестроения люди предприняли ещё в глубокой древности. Однако, вплоть до середины XIX века все построенные подлодки характеризовались откровенно скромным водоизмещением, чрезвычайно ограниченной автономностью и небольшим функционалом. Ситуация в этом вопросе начала стремительно меняться на фоне промышленной революции середины позапрошлого столетия. Ограниченно небольшие «военные» подводные лодки применялись уже в годы гражданской войны в США (1861-1865 годов). При этом субмарины той поры использовали или чисто мускульную тягу, или исключительно электронную питаясь от громоздких аккумуляторов. При этом уже тогда становилось очевидно, что уже в обозримом будущем в этой области будет совершён качественный прорыв.

Внутри было тесно. /Фото: wargaming.net.
Прорыв не заставил себя ждать. В 1902 году во Франции заложили первую дизель-электрическую подводную лодку. На следующие несколько десятилетий именно эта схема стала фактически единственной при постройке военных субмарин. Вслед за Францией собственными подлодками стали обзаводиться и другие крупные страны, включая Россию. Последовавшая русско-японская война стала моментом боевого крещения для первых «дизелей». Тогда мало кто понимал, что тот конфликт оказался лишь мрачной прелюдией к Первой мировой войне.
2. Как жилось и служилось моряками на первых дизель-электрических подлодках?

Сложностей хватало. /Фото: waralbum.ru.
Служба на флоте всегда была тяжела и за редким исключением требовала от офицеров и низших чинов гораздо большей квалификации, нежели служба в сухопутных войсках. Для наглядности можно привести такой пример: уже в Петровскую эпоху русский матрос высшей категории (т.е., по сути, рядовой) получал жалование почти в 3 раза больше, чем сержант сухопутной армии! При этом по мере того, как флоты переходили от парусов к двигателям, служба на кораблях становилась всё сложнее. Но если на корабле служит было просто не сахар, то служба на подводной лодке и вовсе выглядела для моряков как филиал ада на земле (точнее, под водой). Даже сегодня служба на подводной лодке сопряжена со множеством различных неудобств. А на первых дизель-электрических подлодках дела с уровнем комфорта обстояли в разы хуже!

Люди горели во всех смыслах. /Фото: wikimedia.org.
Просто представьте себе: длина дизель-электрической субмарины времён Первой мировой войны составляла всего 20-30 метров, а ширина и вовсе не превышала 2 метров. В эти «просторы», помимо бессчётных механизмов, кое-как втискивался экипаж из 15-20 человек. Внутри каждой такой «косатки» стояло устойчивое амбре из запаха аккумуляторных батарей, аромата дизельного топлива, густо перемешанного с запахом человеческого пота и дыхания. Добавьте к этому постоянную температуру воздуха внутри корпуса подлодки в пределах между 30 и 45 градусами по Цельсию. В этих замечательных условиях личный состав служил, жил, спал, ел и, если понадобится, погибал.

Подлодки были небольшими. /Фото: iwm.org.uk.
К слову, о еде и сне. На первых подводных лодках кроватей не существовало в принципе. Команда спала буквально где придётся, располагаясь на многочисленных агрегатах и вооружении субмарины. Спали даже на торпедах! Иногда первым подводникам даже приходилось спать сидя. При этом из-за откровенно скромного экипажа вахты на первых подлодках неслись как на первых парусниках: пока ты спишь – через тебя снуют в служебной суете верные товарищи. Сегодня каждый хотя бы раз слышал о том, что у моряков подводного флота усиленный рацион. Но в начале XX века ничего подобного не было. Даже офицеры подводники питались исключительно скромно, чтобы не сказать убого: галеты, вода, мясо в консервах. Из «роскоши» чай или кофе в зависимости от конкретного военно-морского флота.

Нехватка воздуха и ядовитые пары. /Фото: wikipedia.org.
И если вы уже успели подумать, что на этом перечень раздражающих обстоятельств закончен, спешим вас огорчить… Теперь добавьте ко всему перечисленному шум, постоянный гул и гам от работающих агрегатов. Из-за него морякам первых дизель-электрических субмарин нередко приходилось общаться при помощи жестов! Но и это ещё не всё, ведь на первых подлодках откровенно нахватало воздуха для дыхания. Едва подлодка начинала опускаться ниже уровня воды, как процент кислорода в её атмосфере стремительно падал, в то время как доля содержания углекислого газа – росла. Наконец, последним по списку, но не по значению был такой нюанс службы, как полное отсутствие какое-либо санитарии. Туалет на подлодке в те годы выглядел как металлическое ведро с закрывающейся крышкой. А душа в те годы для подводников и вовсе не существовало.

Самая сложная служба на флоте. /Фото: topwar.ru.
Вишенкой на торте сей замечательной службы был нечеловеческий риск. Причём сейчас речь идёт даже не о том, что подлодку могли подбить. Первые дизельные субмарины были ненадёжны и опасны: постоянные течи приводили к тому, что морская вода, попавшая в аккумуляторный отсек, неизбежно провоцировала выделение в атмосферу ядовитого хлора. Как итог, химические отравления на субмарины считали едва ли не «нормой». Наконец, первые дизеля нещадно горели. Пожары на субмаринах случались даже вне боя.
А вот интересное видео с нашего канала - Могут ли пассажирские самолеты на автопилоте взлетать и садиться, как это сделал советский «Буран»:
В продолжение темы читайте про 5 лучших «антиматериальных» винтовок, из которых можно попасть даже в спичечный коробок.
