Американские танки «Шерман» воевали не только на западном фронте во Франции. Американская машина успела побывать в Африке и принимала непосредственно участие в события на восточном фронте. Красная армия получила от США несколько тысяч этих машин среднего класса. Но насколько хорошим был американский танк? Могла ли тягаться американская машина с аналогичными советскими образцами бронетехники?
Советский Союз получил более 4 тысяч таких. |Фото: ru.rbth.com.
Американские танки М4 «Шерман» безусловно являются одной из лучших средних машин времен Второй мировой войны. По совокупности «арифметических» характеристик они практически не уступали (но и не превосходили) аналогичные немецкие и советские машины. Как и любой другой в целом успешный механизм «Шерман» имел внушительную коллекцию как неоспоримых достоинств, так и безусловных недостатков. Советские же танкисты в целом положительно оценивали машины, поставленные по ленд-лиз из США. За годы войны в Советском Союзе было произведено 105 тысяч единиц бронетехники всех видов. Поставки по ленд-лиз из США составили 12 тысячи единиц бронетехники. Еще 6.5 тысяч единиц было закуплено СССР в Британской империи. При этом из 12 тысяч американских САУ, танков и бронемобилей - 4 102 танка были именно «Шерманами» разных моделей.
В Красной армии танк высоко оценивали. |Фото: warshistory.ru.
Развернутые впечатление об американских танках оставил герой Советского Союза Дмитрий Фёдорович Лоза, описавший службу на М4 «Шерман» в годы войны в своих мемуарах «Танкист на иномарке». Хотя в отличие от американских коллег, советским танкистам «было с чем сравнивать», в целом хвалили и ругали М4 экипажи двух стран за одни и те же вещи. Главным недостатком американского танка были его габариты. После американского М3, «Шерман» до сих пор остается самым высоким танком в мире. Это обстоятельство негативно сказывалось на выживании боевой машины. Высокий профиль и дефицит незаметности никакая броня парировать не могла. Однако, как это часто бывает в жизни: достоинства и недостатки могут выступать продолжением друг друга…
Машина не без грехов. |Фото: ВКонтакте.
Высокий профиль М4 делал американский танк, пожалуй, самой комфортабельной боевой машиной в истории. По объему свободного заброневого пространства он до сих пор занимает второе место после уже упомянутого М3. Помимо комфорта в сравнении с советскими Т-34 американский «Шерман» имел и другие важные достоинства. Американские машины оснащались более надежной трансмиссией, мягкой подвеской (в сравнении с Т-34), а также уже были оснащены гидростабилизаторами позволявшими вести относительно точный огонь на ходу. При этом бензиновые «Шерманы» испытывали серьезнейшие проблемы при службе в Советском Союзе. Зато в отличие от советских Т-34 заправлять М4 можно было не под затяжку. Еще одним важным достоинством американской машины было наличие встроенного устройства для прогрева двигателя и агрегата для зарядки аккумулятора.
Служил верой и правдой. |Фото: fotoload.ru.
Считается, что «Шерман» обладал несколько лучшим бронированием нежели Т-34. В частности, лучшее бронирование имела башня (примерно, как у Т-34-85). Однако, достоинства стали во многом сводились на нет уже упомянутым высоким профилем танка и менее удачными углами наклона. Вооружение поставлявшихся в СССР М4 в целом соответствовало вооружению танков Т-34-76, а потому к концу войны «Шерманы» начального периода обладали ограниченной эффективностью против немецкой бронетехники. Зато у американских танков с самого начала имелся зенитный пулемет. В сухом остатке М4 отнюдь не был каким-то «чудо оружием», однако определенно достоин стоять в одном ряду с советскими машинами.
На помощь Востоку! ¦Фото: ВКонтакте.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про наследник «Клима Ворошилова» ИС-2: правда ли он был лучшим танком ВОВ.