На отечественных просторах понятием «кухонный стартап» традиционно называют небольшое дело, у владельца которого не хватает возможностей даже на то, чтобы арендовать офис. Вот только это далеко не всегда означает, что за пределы этой условной кухни или гаража (а это ещё одно популярнейшее место для зарождения бизнес-идей) оно никогда не выберется. Даже наоборот: в истории есть множество примеров, когда ныне знаменитые на всю планеты компании прокладывали свой путь именно таким образом, и это никак не помешало им стать суперуспешными. Вашему вниманию 7 брендов мирового масштаба, которые начинались с уровня «кухонного стартапа».
1. Amazon
Детище самого богатого человека в мире начиналось с домашнего гаража. /Фото: biznes.interia.pl
Далеко не каждому известно, что этот знаменитый гигант начинался как обыкновенный интернет-магазин книг. Более того, первым своеобразным офисом стал домашний гараж Джеффа Безоса. Произошло это в 1994 году, когда Безос задумал воспользоваться возможностями Интернета. Он настолько поверил в свою идею, что даже бросил работу в хедж-фонде в Нью-Йорке и переехал в Белвью, штат Вашингтон, сняв там дом. В течение следующего года Безос занимался программированием сайта, который первоначально реализовывал только книги, а уже в июле 1995 года начал работать домен Amazon.com.
Дом, ставший началом огромной корпорации. /Фото: forbes.ru
На сегодняшний Безос является богатейшим человеком на планете: по информации редакции Novate.ru, его состояние оценивается в примерно 127 миллиардов долларов. а Amazon оценивается приблизительно в 1 триллион долларов. Вспоминая начало своего пути в рамках интервью 1998 года, Джефф Безос отметил: «Я знаю, почему люди покидают гаражи. Это не потому, что им не хватило места: просто закончилось электричество. У них в гараже так много компьютеров, что автоматические выключатели постоянно щелкают — мы больше не могли включить дома пылесос или фен».
2. In-N-Out
Знаменитый фаст-фуд тоже первоначально имел домашний офис. /Фото: eatthis.com
Гарри Снайдер, разработавший в 1948 году ставшую революционной двухстороннюю систему въезда и выезда из собственного гаража, умудрился, хоть и нестандартно, но настолько удачно, что это стало началом целой сети ресторанов быстрого питания. Детище его семьи, компания In-N-Out является первым рестораном быстрого питания, где была внедрена двухполосная акустическая система для заказов из машины — фактически именно это изобретение спровоцировало настоящую революцию в сфере быстрого питания, и настолько эффективную, что её до сих пор используют в отрасли.
Семейство Снайдер, основавшее компанию из дома в 1948 году. /Фото: 1gai.ru
Но начиналось всё с дома семьи Снайдер. Например, известно, что супруга Гарри, Эстер, вела всю бухгалтерию их нового дела из собственного жилища, которое располагалось за углом от киоска, где они же продавали гамбургеры, ширина которого составляла всего 10 футов. В том же 1948 году Гарри Снайдер создал и внедрил двухполосную акустическую систему в собственном гараже, позволявшей клиентам совершать заказы, не выходя из их машин и даже не вступая в непосредственно контакт с сотрудником. Сегодня компания In-N-Out всё также принадлежит семье Снайдер, ею владеет единственный внук Гарри и Эстер, Линси Снайдер. А наследство это немаленькое: в апреле 2023 года компанию оценили в 4,2 миллиарда долларов.
3. Facebook
Самая большая социальная сеть появилась в общаге. /Фото: ocdn.eu
Марк Цукерберг сегодня один из самых богатых людей в мире, а вот когда идея его социальной сети только родилась, местом этому стала обыкновенная комната общежития для первокурсников Гарварда. Первоначально Цукерберг назвал сайт Facemash, а разработал он его в 2003 году во время учебы в Гарварде. Тогда он представлял собой площадку в Интернета, где студенты могли судить о привлекательности других людей, правда, спустя всего два дня его пришлось удалить из-за критики.
Тот самый Цукерберг, та самая общага. /Фото: rb.ru
Но Цукерберг, вместе со своими друзьями — Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом снижать обороты не собирались. Поэтому уже год спустя был создан привычный всем Facebook - та самая социальная сеть, которая стремительно распространилась по учебным заведениям всей страны. О своём скромном начале Цукерберг частенько вспоминал так: «История того, как мы сюда попали, такова: мы начали в моей комнате в общежитии с небольшим количеством ресурсов». Главное, что выросла эта история в интернет-гиганта, который оценивается примерно в 552 миллиарда долларов.
4. Microsoft
Ещё одна история подъёма на вершину с низов. /Фото: meratech.by
Знаменитый на весь мир сегодня люди, Билл Гейтс и Пол Аллен, основали свою не менее знаменитую компанию, работая из гаража в Альбукерке. Начало этого большого и при этом великого пути началось в 1975 году, с создания фирмы Micro-Soft, занимавшейся микропроцессорами и программным обеспечением, а также они работали над операционной программой для Altair 8800, первого персонального компьютера.
Создатели цифрового гиганта тоже ютились в гараже поначалу. /Фото: news.microsoft.com
В те нынче далёкие времена Гейтс и Аллен трудились в гараже в Альбукерке, а позднее переехали в отель Sundowner Motor, используя уже его в качестве базового офиса - он был очень удобно расположен, находясь буквально через дорогу от компании, которая занималась производством персональных компьютеров. Сегодня Microsoft оценивают приблизительно в 2,1 триллиона долларов. А основатели при этом не забывают времена, когда всё началась. Так, во время визита в Альбукерке в 2019 году Билл Гейтс сказал: «Нет лучшего символа для предпринимателя, чем скромный гараж. Конечно… мы основали нашу компанию в гараже, чтобы сохранить кучу денег, которые я получил от родителей, но я предполагаю, что другие люди делают это, потому что они бедны».
5. Google
Google начался из гаража директора YouTube. /Фото: techmonitor.ai
О том, насколько мир тесен, можно судить по истории успеха Ларри Пейджа и Сергея Брина, которые основали свою компанию Google в гараже, принадлежавшему бывшему (а на тот момент - будущему) генеральному директору YouTube Сьюзан Воджицки. Она сдала Брину и Пейджу за 1700 долларов в месяц. Сама же Сьюзан Воджицки, в профиле Business Insider также упоминала эту историю: в 1998 году она с мужем Деннисом Тропером приобрели дом с четырьмя спальнями в Менло-Парке, штате Калифорния, и сдали гараж двум тогдашним аспирантам Стэнфорда, чтобы выплатить ипотеку.
Гараж, откуда начал свою историю Google. /Фото: 1gai.ru
Вот этими студентами и были Ларри Пейдж и Сергей Брин, которые уже тогда разрабатывали свою новую компанию Google. К слову, Воджицки воошла в список сотрудников Google под номером 16, правда, уже когда они переехали в офис в 1999 году.
В 2019 году эра Пейдж и Брина в компании закончилась, а уходя, они написали: «В 1998 году, когда мы перенесли наши серверы из комнаты в общежитии в гараж, мы не могли себе представить, в какой дальний путь мы отправились». Результат же этого пути действительно ошеломляющий: на сегодняшний день сегодня Google оценивается приблизительно в 1,3 триллиона долларов.
6. Apple
Легендарный яблочный бренд создавался в родительском доме. /Фото: icoola.ua
Почти пятьдесят лет назад, в 1976 году гараж родителей Стива Джобса в Силиконовой долине стал местом, сыгравшем огромную роль на первых стадиях развития компании Apple. Впрочем, Джобс с его соучредителем Стивом Возняком быстро переросли его, как упомянул последний в интервью Bloomberg Businessweek. А согласно материалу статьи в Washington Post, Возняк назвал мысль о том, что Apple «основали» в гараже, «немного мифом», однако при этом всё-таки признал, что гараж является частью истории компании.
Гараж сегодня - историческая достопримечательность. /Фото: devby.io
В 2014 году он ответил журналистам Businessweek: «Гараж представляет нас лучше, чем что-либо другое, но мы не разрабатывали там дизайн. Мы отвозили готовые изделия в гараж, заставляли их работать, а затем доставляли в магазин, который платил нам наличными». Сегодня тот самый гараж, который примыкает к родительскому дому Джобса в Лос-Альтосе, штат Калифорния, получил статус признанного исторического места. А сама Apple сегодня оценивается примерно в 2,6 трлн долларов, владея розничными магазинами в 25 странах мира.
7. Harley Davidson
Знаменитый производитель мотоциклов начинался с...сарая. /Фото: azureedge.net
Мало кто знает, что история первого детища легендарного мотоциклетного бренда Harley Davidson начиналась в обыкновенном сарае в Милуоки, что в штате Висконсин. Известно, что В 1901 году Уильям С. Харли создал первый чертёж двигателя, который можно было бы приделать к велосипеду.
Изображение того самого сарая. /Фото: hsmedia.ru
Само собой, что на тот момент у Уильяма, как и его брата Артура, не было ресурсов для работы в нормальных условиях. Вот поэтому через два года после создания первых чертежей был построен первый мотоцикл Harley Davidson в стенах деревянного сарая размером 10 на 15 футов. Впрочем, на двери сарая братья написали: «Harley Davidson Motor Company». И их упорство окупилось им сторицей - по состоянию на сегодняшний Harley Davidson оценивается приблизительно в 5,4 миллиарда долларов.
Полезный совет для автомобилистов - в видео на нашем канале:
В дополнение к теме историй знаменитых компаний: 5 логотипов всемирно известных брендов, которые таят скрытые смыслы