Чехия по сей день производит неплохие мотоциклы. А в годы холодной войны Чехословакия поставляла до 90% мотоциклетной продукции в Советский Союз. Чешские мотоциклы в стране любили. Среди них были и такие известные модели, как Ява-350 и Чезет-350. На первый взгляд оба дорожных мотоцикла абсолютно одинаковые. Визуально у двух 350-х не так уж много отличий, однако на самом деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Мотоциклы были отличные. |Фото: pedagogik-a.ru.
Мотоциклы «Ява» (Jawa) начали производить еще до Второй мировой войны на фабрике Франтишека Янечека. Первый мотоцикл сошел с конвейера в 1929 году и был лицензионной копией мотоцикла немецкой компании «Wanderer». После войны чешское предприятие в Тинец-над-Сазавоу было национализировано и продолжило выпускать мотоциклы, которые в последствии стали хорошо известны на весь восточный блок.
Чезет 350. |Фото: ВКонтакте.
Мотоциклы «Чезет» (CZ) выпускались на Чешском оружейном заводе в Страконице. Первый мотоцикл был выпущен здесь еще в 1934 году. После Второй мировой войны оружейное производство с CZ было вынесено на отдельное предприятие, а старый завод сконцентрировался на выпуске мототехники. При этом головным предприятием по производству мотоциклов в Чехословакии стала все-таки «Ява». А потому продукция CZ во многом была унифицирована с продукцией Jawa. Именно по этой причине мотоциклы двух заводов часто похожи, но все-таки одинаковыми не являются.
Одна из моделей Ява 350. |Фото: attackarms.com.
Выпуск мотоциклов с 2-тактными двигателями объемом 250 и 350 см.куб начался еще в 1953 году. Первопроходцем стала марка «Ява». На «Чезете» вплоть до 1960 года делали только мотороллеры. Мотоциклы с 350-ми двигателями были страшно похожи и не только внешне. Унификация компонентов между «Явой» и «Чезетом» была достаточно высока. Тем не менее, были у двух моделей и серьезные отличия. Мотоциклы отличались глушителями, приводами задних тормозов, рамами. К слову, рама CZ была легче и не такой жесткой, из-за чего на скоростях более 100 км/ч появлялась характерная вибрация. Ведущая цепь на «Яве» была закрыта резиновым чехлом, а у «Чезета» - металлическим.
Хорошие были мотоциклы. ¦Фото: dantesrestoran.ru.
Также у мотоциклов были разные топливные баки и амортизаторы, у CZ они были попроще и регулярно протекали. Также у мотоциклов «Чезет» вплоть до 472-ой модели отсутствовал тахометр. Отличались модели корпусами картера и генераторами. На «Яве» стоял 12-вольтный, в то время как на «Чезет» устанавливали 6-вольтные генераторы. В целом Jawa были лучше, в том числе по ходовым качествам. Однако и стоили такие мотоциклы немного дороже, чем продукция CZ. В зависимости от модели «Явы» обходились на 150-500 рублей дороже.
А вот интересное видео с нашего канала:
В продолжение темы читайте про ирбитский мотозавод выпустил сразу 3 новых модели мотоцикла «Урал».