Какие вооружения Китай «позаимствовал» у СССР и России?/ Фото: nbcnews.com
На протяжении двух последних десятилетий Китай активно разрабатывает высокотехнологичные виды вооружения, которые составляют конкуренцию для зарубежных образцов и даже превосходят их. Но китайские инженеры не любят инвестировать колоссальные суммы во что-то долгосрочное или отнимающее много усилий, поэтому часто заимствуют достижения своих коллег, включая российские.
От вражеских отношений к торговле оружием
Владимир Путин и Си Цзиньпин/ Фото: nytimes.com
Первые предпосылки к грядущей торговле оружием между Россией и Китаем появились еще в конце 80-х годов прошлого века, когда Дэн Сяопин и Михаил Горбачев приняли налаживать военно-техническое сотрудничество после длительного конфликта. Уже спустя несколько лет в Китай начали поставлять передовые на то время истребители Су-27СК.
Это беспрецедентный случай, ведь пока союзники довольствовались уже устаревшей моделью МиГ-29, китайцы уже закупали самый современный советский летательный аппарат.
После установления тесных взаимоотношений между странами военно-промышленная торговля вышла на новый уровень. Министерства обороны РФ и КНР с 1993 года регулярно обмениваются опытом в отрасли военной подготовки.
Копирование технологий как двигатель прогресса в Китае
Китайские производители часто берут достижения России и Запада и презентуют их в качестве собственных разработок/ Фото: aa.com.tr
Не так давно в американском издании The National Interest была опубликована статья, описывающая то, что вся военная мощь Китая базируется на промышленном шпионаже. Простыми словами, всю свою историю китайские производители «заимствуют» достижения западных или российских коллег, презентуя их как собственные.
Таким образом Пекин сумел сравняться с Вашингтоном и Москвой по параметрам изготовления современного оружия.
И правда, начиная с 50-х годов прошлого века конструкторы из КНР всячески пытались перехватить у советских коллег бесценный опыт в сфере производства танков, ракет и авиационной техники, а также изготовления всевозможного оружия.
Большая часть китайской техники и оружия выпускалась по лицензии из СССР. Однако на отдельные технологии такие разрешения не предоставлялись, поэтому они были скопированы и украдены.
На память приходит историю об отказе Никиты Хрущева предоставить китайцам схемы ядерной ракеты. Вскоре шпионам из КНР удалось получить необходимые данные (вероятно, через своих людей в СССР и США), а также разработать собственную ракету.
Тем не менее остаются определенные вопросы и по типам оружия, которое выпускалось по лицензиям. К слову, самолеты J-6 и J-7 базировались на МиГ-19 и МиГ-21, а истребитель-бомбардировщик Н-6 клонировал Ту-16. А популярный китайский автомат Type-56 стал полным «братом-близнецом» советского АК-47. Такие модификации советской техники выпускались и после снятия лицензии, однако это уже расценивали как результат технологического прогресса в Поднебесной.
Сам факт воровства зарубежных технологий не расценивается экспертами как нечто очень негативное. Дело в том, что китайские конструкторы копируют только лучшее и равняются на лидеров индустрии. Это наводит на мысль, что Россия входит в список лидеров по военно-промышленным достижениям.
1. Танк Т-62
Танк Т-62 использовался Советским Союзом в конфликте у острова Даманский/ Фото: topwar.ru
Под конец 60-х между Китаем и Советским Союзом возник конфликт, связанный с территориальными претензиями к острову Даманский, который находится поблизости от русла реки Уссури.
В ходе вооруженных столкновений войска СССР задействовали четыре танка Т-62, планируя бросить их по льду, чтобы выгнать подразделение НОАК с лакомого клочка земли. Но лишь техника обошла остров, ее накрыли ударами тщательно спрятанной батареи китайцев.
Три машины успешно развернулись и удалились на безопасное расстояние, а головной танк оказался подбитым, и членов экипажа настигла гибель. Поскольку внутри бронетехники находилось множество электронных комплексов и высокотехнологичных приборов, включая элементы ночного видения, стабилизаторы, пушки и т.д. Военные стремились спасти танк посредством тягача, но танк намертво замерз на льду.
Таким образом они приняли решение утопить его, попытавшись расколоть лед минометами. В ходе усердных попыток Т-62 все-таки оказался на дне.
Не теряя времени, китайские военные вытащили машину на берег, закрепив на ней трос. После эксперты приступили к тщательному изучению чудо-техники из Советского Союза.
Китайский танк WZ-122/ Фото: eu.wotblitz.com
На основе полученных данных КНР презентовали совершенно новый для китайской армии танк WZ-122, скопировавший внешность и технические характеристики Т-62. По мнению экспертов, копия существенно уступала оригиналу по различным параметрам.
2. МиГ-21
Советский истребитель МиГ-21/ Фото: techinsider.ru
При обзоре военного сектора промышленности Китая часто очень сложно выявить, где находится лицензионный, а где клонированный продукт. Зачастую многие виды техники или оружия производятся по официальной лицензии, но в это время китайские конструкторы придумывают свою альтернативу, полностью копирую зарубежный образец.
Точно так же они поступили со сверхзвуковым истребителем МиГ-21. В 1961 году Пекин получил разрешение на производство этого истребителя от Москвы.
Китайский самолет Чэнду J-7/ Фото: cults3d.com
Но в 1964 году после того, как научно-технические отношения между КНР и СССР были нарушены, инженеры Поднебесной разработали самолет Чэнду J-7 и назвали его своим собственным достижением. Естественно, он был просто переработанной версией МиГ-21.
3. Су-27, Су-33
Российский истребитель четвертого поколения Су-33/ Фото:goarctic.ru
Не менее ярким примером копирования российских технологий китайцами является выпуск истребителей четвертого поколения J-15, которые базировались на основе многоцелевых моделей из СССР Су-27 и Су-33. В 1992 на вооружение НОАК поступили первые партии Су-27, но в 2003 году лицензия закончилась, поэтому инженеры вынуждены были предложить свою альтернативу, из-за чего их обвинили в краже российских технологий – то есть, в пиратстве.
Вообще, модель J-15, которая относилась к классу истребителей четвертого поколения, называлась персональным детищем Шэньянской корпорации, но на практике она стала копией палубного истребителя Су-33, который китайцы купили у украинских коллег.
Китайский J-15/ Фото: aviadejavu.ru
Москва же боялась предоставлять лицензии на эту машину, считая, что технология попадет в руки третьих лиц, и они начнут копировать ее. На данный момент Су-33 – это один из самых продвинутых и функциональных истребителей на вооружении РФ.
Сами же китайцы посчитали его далеко не идеальным проектом и выделили ряд недостатков, включая сомнительную эффективность взлета с авианосцев КНР. К другим слабым сторонам машины военачальники отнесли внушительную массу и не самую продуманную систему складывания крыльев.
На данный момент Китай планирует инвестировать гораздо больше ресурсов, чтобы адаптировать истребитель под свои задачи. Сообщается, что в ближайшее время НОАК представит как минимум 1200 таких экземпляров.
4. Ту-16
Стратегический бомбардировщик Ту-16/ Фото: aviation21.ru
Тяжелый бомбардировщик Ту-16 разработали в конструкторском бюро Туполева еще в начале 50-х. Спустя три года после ввода в эксплуатацию лицензия была продана КНР. Первый клон Ту-16 совершил свой полет в 1957 году и был обозначен как Xian H-6.
В конце 50-х отношения между Советским Союзом и Китаем стали натянутыми, что негативно сказалось на будущих проектах. Пекин лишился бесценных технологий, которые были нужны для создания бомбардировщиков. Но конструкторам удалось выйти из положения. После изучения документации по Ту-16 они разработали собственную модель.
Китайская версия российского самолета, H-6A/ Фото: airliners.net
Уже в 64-ом состоялась презентация новинки под названием H-6A, которая стала усовершенствованной версией Ту-16 с начинкой из китайских компонентов. Из-за проблем с поставками силовых агрегатов из Советского Союза китайские инженеры начали срочно производить собственные турбореактивные установки, которые хоть и повторяли советские образцы, но были менее надежными.
Интересно также узнать про 8 самых быстрых вертолетов в мире, оперативно доставляющих людей и ценные грузы.